Типовая инструкция по технической эксплуатации систем транспорта и распределения тепловой энергии (тепловых сетей) РД 153-34.0-20.507-98 (утв. РАО "ЕЭС России" 6 июля 1998 г.) стр. 13

Гидравлическое испытание трубопроводов тепловых сетей может производиться лишь после окончания всех сварочных работ, термообработки согласно требованиям [2], а также после установки и окончательного закрепления опор. При этом должны быть представлены документы, подтверждающие качество выполненных работ.
6.2.6. Гидравлическое испытание трубопроводов тепловых сетей при техническом освидетельствовании должно производиться в соответствии с требованиями, изложенными в пп. 4.2.1-4.2.11 настоящей Типовой инструкции, а значение пробного давления должно приниматься в соответствии с пп. 4.2.5, 4.2.6.
6.2.7. При техническом освидетельствовании трубопровода обязательно присутствие лица, ответственного в ОЭТС за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопровода.
6.2.8. Результаты технического освидетельствования и заключение о возможности эксплуатации трубопровода с указанием разрешенного давления и сроков следующего освидетельствования должны быть записаны в паспорт трубопровода лицом, производившим освидетельствование (см. пп. 6.2.2; 6.2.3).
Если при освидетельствовании трубопровода окажется, что он находится в аварийном состоянии или имеет серьезные дефекты, вызывающие сомнение в его прочности, то дальнейшая эксплуатация трубопровода должна быть запрещена, а в паспорте сделана соответствующая мотивированная запись.

6.3. Эксплуатация арматуры, компенсаторов, средств измерения

6.3.1. Вся запорная арматура, установленная на тепловых сетях, должна иметь порядковые номера, соответствующие нумерации их на оперативной схеме тепловой сети.
Номера должны быть нанесены масляной краской на специальные металлические пластинки, прикрепляемые к арматуре, или на видном месте корпуса арматуры.
Штурвалы задвижек и вентилей должны иметь указатели направления открытия и закрытия.
6.3.2. Запорная арматура, установленная в тепловой сети, должна содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем ее свободное (без чрезмерных усилий) открытие и плотное закрытие; при этом не должно быть парения или протечек через сальниковые уплотнения и фланцевые соединения.
6.3.3. Для обеспечения свободного закрытия и открытия запорной арматуры необходимо периодически, не реже одного раза в месяц, смазывать штоки задвижек и вентилей, проверять затяжку сальниковых уплотнений и отсутствие прикипания подвижных уплотнительных поверхностей к неподвижным уплотнительным поверхностям корпусов арматуры.
6.3.4. Если задвижки оборудованы электроприводами, то перед открытием или закрытием каждой такой задвижки необходимо убедиться:
в свободном перемещении штока при расцепленном электродвигателе;
в правильном направлении вращения расцепленного электродвигателя при нажатии соответствующей пусковой кнопки управления;
в остановке электродвигателя при нажатии на кнопку "стоп".
6.3.5. Все задвижки и вентили, установленные в тепловой сети, в процессе эксплуатации должны быть полностью открыты или закрыты, что необходимо для сохранения плотности запорной арматуры.
Регулирование расхода теплоносителя секционирующими задвижками, а также задвижками и вентилями, установленными на ответвлениях к потребителям, как правило, не допускается.
6.3.6. При появлении парения или протечки в сальниковых уплотнениях запорной арматуры следует произвести равномерную затяжку сальниковой втулки, а в случае, если при полной затяжке втулки не удается устранить протечку, необходимо дополнить или сменить набивку сальника.
Добивку сальников арматуры и компенсаторов допускается производить при избыточном давлении в трубопроводах не более 0,02 МПа (0,2 ) [9] и температуре теплоносителя не выше 40°С. Заменять сальниковую набивку компенсаторов и арматуры разрешается после полного опорожнения трубопровода.
Затяжку сальника особенно на действующих сетях следует производить осторожно с тем, чтобы не сорвать болты и не вывести их из пазов сальниковой втулки.
6.3.7. Наружная поверхность запорной арматуры должна быть чистой, а резьбовые части - смазаны графитовой смазкой.
6.3.8. При обходах сети необходимо периодически проверять затяжку болтов всех фланцевых соединений особенно после изменения температуры теплоносителя и производить профилактическую равномерную их подтяжку, не допуская появления течи и парений.
На всех фланцевых соединениях болты следует затягивать постепенно поочередно с диаметрально противоположных сторон.
При выполнении этих требований необходимо учитывать, что подтяжка болтов фланцевых соединений должна производиться при давлении в трубопроводе, не превышающем 0,5 МПа (5,0 ) [9].
6.3.9. Рабочая часть стакана сальникого компенсатора должна быть постоянно смазана графитовой смазкой. Периодичность смазки - не реже одного раза в месяц.
Подтяжка сальникого уплотнения стального сальникого компенсатора должна производиться при давлении в трубопроводе не выше 1,2 МПа (12 ) [9] без особых усилий лишь до момента прекращения течи.
6.3.10. При осмотрах сильфонных компенсаторов необходимо проверять отсутствие течи и искривления.
В случае обнаружения негерметичности компенсатора или его искривления последний подлежит демонтажу и замене с составлением соответствующего акта.
6.3.11. При обходах тепловой сети необходимо проверять состояние дренажных и воздушных кранов и вентилей, устраняя их неплотности и загрязнения.
6.3.12. В процессе эксплуатации тепловых сетей необходимо следить за состоянием установленных на трубопроводах и оборудовании манометров, термометров, расходомеров и других контрольно-измерительных приборов, проверяя правильность их показаний по контрольным приборам. Неисправные приборы следует заменять.
Все контрольно-измерительные приборы должны поверяться в соответствии с порядком, установленным Госстандартом России, на каждом из них должно быть установлено клеймо или пломба.
6.3.13. Кроме указанной поверки, необходимо не реже одного раза в шесть месяцев производить дополнительную проверку рабочих манометров с помощью контрольного манометра с записью результатов в журнал контрольных проверок манометров.
При отсутствии контрольного манометра допускается дополнительную проверку производить поверенным рабочим манометром, имеющим с проверяемым манометром одинаковую шкалу и класс точности.
6.3.14. Проверка исправности манометров обслуживающим персоналом в процессе эксплуатации трубопровода производится с помощью трехходового крана или заменяющих его запорных вентилей путем "установки стрелки манометра на нуль".
6.3.15. Манометры не допускаются к применению в следующих случаях:
а) на манометре отсутствует пломба или клеймо с отметкой о проведении поверки;
б) истек срок поверки манометра;
в) стрелка манометра при его отключении не возвращается к нулевой отметке шкалы на значение, превышающее половину допустимой погрешности для данного манометра;
г) разбито стекло или имеются другие повреждения манометра, которые могут отразиться на правильности его показаний.
6.3.16. Заменять манометры следует только после закрытия первичных (отборных) вентилей.
6.3.17. Необходимо следить, чтобы гильзы для термометров были чистыми и залиты маслом до уровня, обеспечивающего затопление всего ртутного баллончика термометра.

6.4. Эксплуатация насосных станций

6.4.1. Обслуживание насосных станций и планово-предупредительный ремонт оборудования насосных должен выполнять специально подготовленный персонал, хорошо знающий оборудование, схему, режим работы насосной, сдавший экзамены по ПТЭ [1], ПТБ [9] при обслуживании тепловых сетей и при эксплуатации электроустановок электростанций и подстанций и допущенный к самостоятельной работе.
Электромонтеры должны иметь квалификационную группу по технике безопасности, соответствующую обслуживаемому ими электрооборудованию.
6.4.2. После окончания отопительного сезона при остановке насосной станции производится опробование оборудования, устройств и определение объема ремонтных работ.
6.4.3. Ежегодно перед началом отопительного периода все насосные станции необходимо подвергать комплексному опробованию для определения качества ремонта, правильности работы и взаимодействия всего тепломеханического и электротехнического оборудования, средств контроля, автоматики, телемеханики, защиты оборудования СЦТ и определения степени готовности насосных станций к отопительному периоду.
Комплексное опробование насосных станций проводится по программе, утвержденной главным инженером ОЭТС и согласованной с главным инженером источника тепловой энергии. К опробованию привлекаются все службы ОЭТС. Ответственным за комплексное опробование насосных станций является начальник эксплуатационного района ОЭТС.
Результаты комплексного опробования каждой насосной станции оформляются актом, который утверждается главным инженером ОЭТС.
6.4.4. Текущий осмотр оборудования автоматизированных насосных станций следует производить ежедневно, проверяя технологические параметры сетевой воды, нагрузку электрооборудования, температуру подшипников, наличие смазки подшипников насосов и электродвигателей, состояние сальников, действие системы охлаждения. Обнаруженные неисправности должны устраняться бригадой слесарей или электромонтеров по наряду или письменному разрешению начальника службы электрохозяйства.
Не реже одного раза в месяц насосную обязаны проверять начальник эксплуатационного района и мастера по электрооборудованию, тепломеханическому оборудованию, по приборам теплового контроля, автоматики и телемеханики.