Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. N 963 "О федеральной целевой программе "Российские верфи" стр. 2

Речной флот России в связи с высоким средним сроком службы судов (17,5 лет при норме списания в 20-25 лет) также требует в ближайшие годы полного обновления.
Поэтому перед российским судостроением ставится основная задача увеличить в 1996-2000 годы объем гражданского судостроения по сравнению с 1992-1995 годами в 4-4,5 раза в денежном выражении и в 3-3,5 раза по количеству судов.
Решение этой задачи позволит полностью обеспечить заявленную потребность морского, речного и рыбопромыслового флота в тех типах судов, постройка которых традиционно осуществляется на российских верфях.
Будет создан и получит дальнейшее развитие флот для государственных нужд, включающий ледокольные и снабженческие суда для Арктики, спасательные суда для ликвидации и предотвращения чрезвычайных ситуаций, суда для охраны экономической морской зоны России, суда экологического контроля морских акваторий, суда для обеспечения международных соглашений и проектов, научно-исследовательские суда для решения проблемы "Океан".
Будет обеспечена загрузка производственных мощностей отрасли, сохранены рабочие места не только в отрасли, но и в смежных отраслях промышленности, обеспечено сохранение и развитие научно-технического потенциала отрасли, накопленного за долгие годы ее становления.
Одной из важнейших научно-технических задач, реализуемых в этот период, должно стать сохранение и расширение областей приоритетной судостроительной техники и уникальных прорывных технологий, в области которых страна имеет преимущество или занимает ведущее положение в мире. К таким областям судостроительной техники сегодня относятся:
скоростные суда с новыми принципами поддержания (суда на подводных крыльях, на воздушной подушке, на каверне и другие);
экранопланы;
атомные суда для Арктики (ледоколы, лихтеровозы-снабженцы и другие);
научно-исследовательские суда различного назначения.
Попутно с указанными задачами, как следствие их реализации, будет решена задача укрепления позиций российского судостроения на мировом рынке, расширения экспорта судостроительной продукции с целью улучшении валютного баланса страны.

Основные пути решения поставленных Программой задач

Программа - это комплекс научно-технических, проектных, производственно-технологических, организационных и финансовых мероприятий, направленных на сохранение и развитие производственного и научно-технического потенциала судостроительной промышленности России.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

Судостроение чрезвычайно наукоемкая отрасль. Ориентация отрасли в последние два десятилетия на создание преимущественно военного флота привела к некоторому отставанию в области научного и проектного обеспечения гражданского судостроения. За эти годы появились новые международные рекомендации и требования в части управляемости судов, их прочности, экологической безопасности, комплектации современным спасательным и иным оборудованием. Настоящей Программой предусмотрено проведение целого ряда НИОКР в обеспечение создания современных конкурентоспособных судов, сокращения сроков их проектирования и строительства.
Программа предусматривает также значительное освобождение российских судостроителей и судовладельцев от импортной зависимости в части судового комплектующего оборудования и материалов. Сегодня на проектируемых и строящихся отечественных судах импортное судовое оборудование применяется:
спасательное на 70 процентах судов;
вспомогательные дизель-генераторы на 60 процентах судов;
судовые краны, различные насосы на 50 процентах судов;
лебедки, подруливающие устройства на 30 процентах судов;
радионавигационное оборудование на 20 процентах судов.
В связи с этим настоящей Программой предусмотрено освоение судостроительной промышленностью производства примерно 240 единиц судового комплектующего оборудования и десятков наименований материалов, закупаемых ныне за рубежом.
В комплекс НИОКР входят подпрограммы:
"Развитие";
"Эффективность";
"Прочность";
"Безопасность";
"Машиностроение";
"Энергетика";
"Материалы";
"Электротехника";
"Приборостроение";
"Сертификация и нормативно-техническое обеспечение";
"Судотехнология";
"Акустика".
Основным путем создания нового комплектующего оборудования будет покупка лицензий и совместное с передовыми зарубежными фирмами освоение производства, гарантирующее получение международных сертификатов и сервисное обслуживание.
В период до освоения производства отечественного судового комплектующего оборудования (СКО) целесообразно предусмотреть таможенные льготы при закупке отсутствующего в стране оборудования для судов, строящихся на отечественных верфях для отечественных заказчиков.
Кроме того, поскольку такое оборудование является технологическим оборудованием судна, на него следует распространить льготы по освобождению от налога на добавленную стоимость, предусмотренные Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" для технологического оборудования.
Перечень подпрограмм и объемы их финансирования приведены в приложении 1. Подпрограммы закреплены за государственными научными центрами судостроительной промышленности, такими, как ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова, ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей", и другими научными организациями. Выполнение предусмотренных подпрограммами работ требует ежегодного выделения средств федерального бюджета, величина которых оценивается в размере около 110-140 млрд. рублей в год (приложение 2).

Создание проектов новых судов

За рубежом проектирование судов сосредоточено на верфях, где имеются небольшие, хорошо оснащенные компьютерной техникой конструкторские бюро, постоянно нарабатывающие большое количество предконтрактных проектов судов, потребность в которых может возникнуть у потенциальных заказчиков. Количество таких проектов ежегодно составляет 100-120 наименований. Реализуется ежегодно не более 2-3 проектов, по которым конструкторское бюро разрабатывает контрактные классификационные проекты. Рабочие чертежи в полном объеме не разрабатываются. На каждой верфи разрабатывается необходимое количество узловых чертежей и принципиальных схем, объем которых зависит от специфики верфи и сложности проекта. К монтажу оборудования и механизмов широко привлекаются специализированные фирмы (по отделке помещений, монтажу оборудования и трубопроводов, электромонтажным работам).
Благодаря такой организации работ цикл постройки судна значительно сокращается.
В отечественном судостроении процесс проектирования существенно более длителен, а объем разрабатываемой документации значительно больше.
В Программе предусматриваются:
мероприятия по сокращению цикла проектирования судов с доведением его до достигнутого за рубежом уровня;
создание и постоянное обновление фонда проектов новых судов, обеспечивающего возможность выхода отрасли на мировой рынок и резкое сокращение сроков поставки заказываемых судов.
Разработка проектов новых гражданских судов и плавучих сооружений направлена на создание проектного задела в отрасли и учитывает:
перспективы развития различных групп флота разного назначения и вероятные потребности в судах для решения транспортных, промысловых и иных задач;
необходимость замены морально устаревших и физически изношенных судов;
заявки потенциальных заказчиков судов, в том числе иностранных (с учетом конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка судов).