Руководящий документ системы РДС 35-201-99 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры" (утв. постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22 декабря 1999 г. N 74/51) стр. 4

4.6.2 В составе целевой программы может быть использована и такая, ставшая в нашем обществе традиционной, форма трудоустройства инвалида, как предоставление работы в основном на специализированных предприятиях инвалидов. Такие предприятия организованы преимущественно в системах Всероссийских общественных объединений инвалидов и при соответствующих условиях могут создаваться при местных общественных объединениях инвалидов, а также при различных организациях независимо от форм собственности.
4.6.3 В разработке целевой программы может быть использована еще одна форма рационального трудоустройства инвалидов - надомная работа. Для ее организации необходимо предусматривать организацию системы доставки на дом сырья, полуфабрикатов, деталей, заданий и т.п., вывоза готовой продукции, а при необходимости и предоставления инвалиду соответствующих технологического оборудования и оснастки, а также методической помощи в рациональной организации рабочего места.
4.6.4 В программных мероприятиях должно быть учтено, что труд инвалидов может найти также широкое применение в области традиционных народных промыслов, на производствах с гибкой технологией по выпуску мелкосерийных партий художественных и бытовых изделий, пользующихся повышенным спросом, и пр. Целевой установкой этой части программы должно стать не столько создание конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, сколько создание конкурентоспособности продукции, производимой с участием инвалидов.

4.7 Специализированные учреждения для инвалидов

4.7.1 При разработке этого раздела целевой программы следует исходить из того, что за последние годы система учреждений социальной защиты населения стала претерпевать существенные изменения не только в сторону совершенствования стационарных учреждений и служб, но и в направлении создания и развития полустационарных и нестационарных форм обслуживания. Система учреждений социального обслуживания инвалидов пополняется также учреждениями различных уровней, ориентированными на социальное (включая социально-медицинское) обслуживание на дому, на проведение социальной, медико-социальной и профессиональной реабилитации.
4.7.2 К специализированным объектам относятся здания и сооружения учреждений, в которых обеспечивается проживание, обслуживание, лечение, получение образования и даже трудоустройство тех групп маломобильного населения, которые по состоянию здоровья не могут пользоваться общественной инфраструктурой городов и сельских поселений. Принципы размещения этих учреждений в структуре города должны учитывать необходимый уровень изоляции пациентов (например, психохроников и им подобных), с другой стороны, - достаточно удобную их связь с жилыми массивами для приезжающих работников этих учреждений и посетителей (родственников, знакомых, благотворителей и т.п.), навещающих инвалидов.
4.7.3 Стационарное социальное обслуживание обеспечивается сетью домов-интернатов, школ-интернатов, детских домов и других подобных учреждений, профилированных в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и социальным положением инвалидов.
4.7.4 Полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного или ночного пребывания организуется, как правило, в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения и включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха и досуга, обеспечение их посильного участия в трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.
4.7.5 Срочное социальное обслуживание включает оказание следующих услуг: разовое обеспечение нуждающихся горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью, другими предметами первой необходимости; разовое оказание медицинской помощи, а также оказание экстренной медико-психологической помощи; содействие в устройстве во временное жилье; оказание юридической помощи; иные срочные социальные услуги.
4.7.6 Социально-консультативная помощь направлена на адаптацию инвалидов в обществе, семье и быту и обеспечивается муниципальными центрами социального обслуживания населения.
4.7.7 Социальное (включая социально-медицинское) обслуживание на дому направлено на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной среде в целях поддержания их социального статуса, качества жизни, защиты их законных прав и интересов. Обслуживание на дому обеспечивается соответствующими отделениями, которые создаются в муниципальных центрах социального обслуживания или при местных органах социальной защиты населения.
В их функции входят: организация питания, включая доставку продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи, включая сопровождение в медицинские учреждения различных уровней; другие надомные услуги, в том числе содействие в организации обеспечения топливом, водой и т.п.

4.8 Системы внутригородского транспортного пассажирского обслуживания инвалидов

4.8.1 В зависимости от социально-экономических условий и местных особенностей для разработки этой части целевой программы могут быть рекомендованы следующие возможные варианты организации транспортного обслуживания инвалидов в пределах города:
а) обеспечение всех инвалидов или семей с такими инвалидами, физические и эргономические особенности которых не позволяют им пользоваться обычными средствами пассажирского транспорта, приспособленными для них средствами индивидуального транспорта. При этом совершенно не обязательно вносить существенные изменения в систему организации городского общественного пассажирского транспорта;
б) организация системы транспортного обслуживания инвалидов по аналогии с общественным обслуживанием на основе использования специально приспособленных для перевозки инвалидов транспортных средств, к примеру, специально оборудованных для этого автобусов или микроавтобусов, которые двигаются по определенным маршрутам в соответствии с жестким расписанием. Такие маршруты могут устанавливаться на основе предпочтительных трасс передвижения инвалидов, которые определяются при участии органов социальной защиты населения и с учетом мнений общественных объединений инвалидов;
в) организация специальных (дублирующих) маршрутов движения приспособленных для перевозки инвалидов автобусов или микроавтобусов параллельно с обычными видами транспорта (трамваями, троллейбусами, линиями метрополитена и пр.);
г) создание специальных транспортных служб, обеспечивающих перевозку инвалидов на оборудованных для этого автомашинах или автобусах по предварительному заказу или вызову;
д) различные комбинированные системы из перечисленных вариантов.
4.8.2 Выбор той или иной схемы внутригородского транспортного обслуживания инвалидов должен основываться на экономической целесообразности с учетом форм собственности транспортных предприятий, особенностей расселения инвалидов и их предпочтений в маршрутах передвижения. Это не означает, что практически все транспортные средства, особенно на начальных этапах совершенствования систем пассажирского транспорта, должны быть доступны для инвалидов. Последующие развитие и совершенствование системы внутригородского транспортного обслуживания инвалидов может идти постепенно, по мере выявления реальных потребностей инвалидов, с одной стороны, и насыщения парка специализированным пассажирским транспортом - с другой.

4.9 Координация и контроль за ходом выполнения программных мероприятий

4.9.1 В этом разделе целевой программы важное место должно быть отведено повышению требовательности местных органов социальной защиты населения к социальной ориентированности в деятельности местных органов власти и управления, организаций и учреждений, от которых зависит формирование среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов.
В этих целях органам социальной защиты населения необходимо на основе взаимодействия с местными органами архитектуры и градостроительства, с другими заинтересованными организациями, а также с учетом мнений местных общественных объединений инвалидов и на основе имеющихся у них статистических и аналитических материалов оперативно влиять на происходящие в городе процессы преобразования среды жизнедеятельности, участвовать в организации и проведении анализа и контроля за выполнением программных мероприятий и в зависимости от изменений социально-экономической ситуации своевременно вносить необходимые коррективы в эту программу.
4.9.2 Для каждого мероприятия, включенного в программу, должны быть установлены конкретный срок и соответствующее конкретное должностное лицо, ответственное за его выполнение. Рекомендуется, чтобы о содержании программы были проинформированы общественные организации инвалидов, а также население через местные средства массовой информации. Желательно, чтобы не реже двух раз в год проводился публичный отчет о выполнении мероприятий и этапов программы перед общественностью.
4.9.3 Главным результатом реализации целевой программы по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности следует считать возможность достижения значительного социального эффекта, связанного как с улучшением качества жизни инвалидов, так и с повышением общего уровня комфорта городской среды для всех граждан, а также определенного экономического эффекта, обусловленного повышением независимости инвалидов, их возвратом к труду, снижением нагрузки на активную часть населения.