8. На предприятии (организации) вводится процедура скрининга внешнеторговых сделок на предмет их соответствия требованиям экспортного контроля. Это необходимо для того, чтобы своевременно выявить подозрительные заказы и тем самым избежать участия в сомнительных сделках, которые могут повлечь за собой применение санкций к предприятию (организации) или негативно отразиться на его деловой репутации.
Организация и проведение скрининга внешнеторговых сделок, который включает классификационную оценку экспортируемой продукции и проверку ее конечного использования, возлагается на службу экспортного контроля (уполномоченных по экспортному контролю). В целях повышения объективности и достоверности проводимых проверок работникам предприятия (организации), имеющим отношение к внешнеторговым сделкам, вменяется в обязанности оказывать службе экспортного контроля (уполномоченным по экспортному контролю) содействие и предоставлять необходимую для этого информацию, которой они располагают.
Результаты скрининга оформляются документально и утверждаются ответственным за вопросы экспортного контроля.
9. Классификационная оценка экспортируемой продукции производится с целью выявления товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, на вывоз которых необходимо получить экспортную лицензию или иное предусмотренное законодательством Российской Федерации разрешение. Классификационная оценка проводится в отношении каждого предмета экспорта путем сопоставления и установления соответствия его характеристик техническому описанию товаров и технологий, включенных в контрольные списки.
В процессе выполнения квалификационной оценки следует также выявлять товары и технологии, потенциально пригодные для использования при создании оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки. К указанной категории относятся товары и технологии, перечисленные в соответствующих контрольных списках, но по своим характеристикам не подпадающие под их действие.
Классификационная оценка экспортируемой продукции выполняется с участием специалистов технических подразделений, знающих технические параметры и конструктивные особенности проверяемого изделия (объекта).
10. Проверка конечного использования проводится с целью оценки надежности заказчика и конечных пользователей экспортируемой продукции, а также определения рисков, связанных с возможным отвлечением предметов экспорта на запрещенные цели или по любому иному не санкционированному назначению.
Указанной проверке подлежат товары и технологии, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен экспортный контроль, а также товары и технологии, потенциально пригодные для использования при создании оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки.
До сведения работников, занимающихся вопросами внешнеэкономической деятельности и экспортного контроля, должны быть доведены признаки ("индикаторы") риска для того, чтобы помочь им выявлять подозрительные заказы и оценивать надежность заказчика (конечных пользователей).
Примерный порядок проведения проверки конечного использования и перечень таких признаков приведены в Приложениях N 1 и N 2.
11. Для товаров и технологий, на вывоз которых в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получить лицензию или иное разрешение, служба экспортного контроля (уполномоченный по экспортному контролю) подготавливает согласно установленным правилам заявление на выдачу лицензии или иного разрешения, а также всю необходимую сопроводительную документацию и направляет их в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.
Представляемые для получения лицензии или иного разрешения документы должны быть тщательно проработаны, надлежащим образом оформлены, согласованы с ответственным за вопросы экспортного контроля и соответствующими службами предприятия (организации) и утверждены руководителем предприятия (организации).
Руководитель предприятия (организации) или любое другое должностное лицо не должны санкционировать отгрузку (передачу) иностранному заказчику товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю до тех пор, пока не будет получена экспортная лицензия либо иное предусмотренное законодательством Российской Федерации разрешение на их вывоз.
Внешнеторговые сделки с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю, должны совершаться в сроки и на условиях, указанных в лицензии или ином разрешении. В случае если предприятию (организации) станет известно о том, что предметы экспорта используются в запрещенных целях или по любому иному несанкционированному назначению либо предпринята попытка таких действий, следует незамедлительно информировать об этом Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю и приостановить выполнение сделки.
12. До представления экспортируемой продукции для производства таможенного оформления на предприятии (организации) осуществляется контроль за ее упаковкой и отгрузкой. Предотгрузочный контроль производится персоналом подразделения, занимающегося отправкой продукции, самостоятельно или с участием представителя службы экспортного контроля (уполномоченного по экспортному контролю). Целью предотгрузочного контроля является подтверждение соответствия фактически отгружаемых товаров и технологий тем, которые указаны в товаросопроводительных документах, а также в лицензии или ином разрешении, выданном уполномоченным государственным органом.
В случае выявления какого-либо несоответствия отгрузочные работы следует прекратить до выяснения всех обстоятельств и информировать о случившемся ответственного за вопросы экспортного контроля.
13. На предприятии (в организации) устанавливаются и доводятся до сведения всех сотрудников правила и процедуры, регламентирующие порядок организации работы с информацией и документами, относящимися к внешнеэкономической деятельности и экспортному контролю.
Все поступающие на предприятие (в организацию) заказы (коммерческие предложения) на экспорт продукции (выполнение работ, оказание услуг) подлежат регистрации и учету в хронологически прослеживаемой последовательности.
Коммерческая документация по внешнеторговым сделкам (контракты, протоколы о намерениях, переписка с заказчиком, счета - фактуры, отгрузочные и товаросопроводительные документы), хранится не менее трех лет, если законодательством Российской Федерации не установлены более длительные сроки хранения.
14. Ответственный за вопросы экспортного контроля осуществляет методическое руководство и контроль за внешнеэкономической деятельностью дочерних компаний и филиалов в части соблюдения ими требований экспортного контроля.
Персонал предприятия (организации), осуществляющий управленческие функции, обязан ставить в известность ответственного за вопросы экспортного контроля о содержании направляемых в адрес дочерних компаний и филиалов директив и указаний, касающихся внешнеэкономической деятельности.
15. Должностным лицам и служащим предприятия (организации) вменяется в обязанности информировать ответственного за вопросы экспортного контроля о любых ставших им известными нарушениях законодательства Российской Федерации, а также обстоятельствах, которые могут привести к таким нарушениям. Ответственный за вопросы экспортного контроля обязан немедленно провести проверку по каждому поступившему сообщению и в случае если факты подтвердятся, информировать руководство предприятия (организации) для принятия мер по их устранению и наказанию виновных.
16. В целях повышения эффективности внутрифирменной системы экспортного контроля работа подразделений и персонала, занимающихся внешнеэкономической деятельностью и экспортным контролем, подвергается регулярным проверкам.
Проверки проводятся ответственным за вопросы экспортного контроля. В процессе проверки контролируются наличие, полнота и правильность ведения документации, относящейся к экспортному контролю, регистрации и учета экспортных заказов, а также выполнение скрининга внешнеторговых сделок и документальное оформление его результатов.
Периодичность проверок устанавливается в зависимости от объемов и частоты осуществления экспортных операций, характера экспортируемой продукции и других факторов, но не реже одного раза в год.
Приложение N 1 Примерный порядок проведения проверки конечного использования
Приложение N 1
к Методическому руководству по
созданию на предприятии
(в организации) внутрифирменной
системы экспортного контроля
ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ
КОНЕЧНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Работы, связанные с проведением проверки конечного использования, рекомендуется проводить в изложенном ниже порядке.
1. Определить, есть ли какие-либо признаки ("индикаторы") риска. Следует обратить внимание на любые присутствующие в сделке детали и обстоятельства, указывающие на то, что экспорт может предназначаться для ненадлежащего конечного применения, конечных пользователей или места назначения. К таким признакам, называемым также "красными флажками", относятся заказы на товары и технологии, которые не соответствуют потребностям покупателя, отказ заказчика от услуг по монтажу, наладке и испытаниям, когда они включены в продажную цену или когда их обычно запрашивают, а также просьбы о поставке оборудования, не предназначенного для применения в заявляемом месте назначения (например, оборудования, рассчитанного на напряжение 220 вольт в страну, где принято напряжение 120 вольт).
2. Если в результате проведенной проверки не выявлено каких-либо признаков, указывающих на потенциальную возможность отвлечения предметов экспорта на запрещенные цели, экспортер может продолжить выполнение сделки, полагаясь на имеющуюся у него информацию, и не обязан запрашивать или выяснять каким-либо иным образом дополнительные сведения о заказчике, конечном пользователе и месте назначения. Однако в случае выявления в процессе анализа информации таких признаков ("индикаторов") следует тщательно и объективно перепроверить все предварительные данные, сделать запрос о конечном применении, а также получить от заказчика (конечных пользователей) гарантии в отношении неиспользования предметов экспорта в незаявленных целях (для сделок с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю, получение указанных гарантий является обязательным вне зависимости от результатов проведенной проверки на предмет выявления "индикаторов" риска). В необходимых случаях следует предусмотреть включение в контракт условий, предусматривающих предоставление конечными пользователями экспортеру права осуществления проверок использования предметов экспорта на соответствие заявленным целям.
3. Предприятие (организация) не должно отказываться от информации, поступающей в процессе обычного ведения дел с заказчиком. В частности, сотрудники, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью и осуществляющие контакты с потенциальными заказчиками, не должны получать указаний воздерживаться от обсуждения с ними вопросов, касающихся подлинного конечного применения, конечных пользователей и конечного места назначения продукции, которую предприятие (организация) желает продать. Стремление избегать получения "плохой" информации не снимает с экспортера ответственности за соблюдение требований экспортного контроля. В этой связи персоналу предприятия (организации), занимающемуся внешнеэкономической деятельностью, должны быть даны четкие инструкции, запрещающие сокрытие, неправильное или неполное изложение фактов, относящихся к сделкам, как при подаче заявки на получение экспортной лицензии или иного разрешения на вывоз товара или технологии, так и в процессе ведения документации по экспортному контролю.
4. Необходимо тщательно взвесить и оценить "индикаторы" риска. Если в результате проведенного анализа и последующей перепроверки информации возникшие подозрения в отношении заявленного конечного применения экспортируемой продукции, надежности заказчика и конечных пользователей будут сняты, работа по сделке может быть продолжена. В противном случае необходимо воздержаться от заключения сделки. Если предприятие (организация) затрудняется принять решение, следует обратиться с соответствующим запросом в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, сообщив при этом причину своих подозрений. К обращению должны быть приложены необходимые для рассмотрения запроса материалы, содержащие описание предполагаемой сделки, характеристики экспортируемой продукции, сведения о заказчике, конечных пользователях и месте назначения.
Приложение N 2 Примерный перечень признаков, указывающих на риск возможного отвлечения предметов экспорта для использования в запрещенных целях или по иному несанкционированному назначению
Приложение N 2
к Методическому руководству по
созданию на предприятии
(в организации) внутрифирменной
системы экспортного контроля
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ПРИЗНАКОВ, УКАЗЫВАЮЩИХ НА РИСК ВОЗМОЖНОГО ОТВЛЕЧЕНИЯ
ПРЕДМЕТОВ ЭКСПОРТА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЗАПРЕЩЕННЫХ
ЦЕЛЯХ ИЛИ ПО ИНОМУ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОМУ НАЗНАЧЕНИЮ
1. Заказчик не проявляет готовности или не желает предоставить информацию о конечном использовании и/или конечных пользователях приобретаемой продукции.
2. Заказчик не хочет давать четких ответов на коммерческие или технические вопросы, которые обычно задаются в ходе переговоров.