Тревожные процессы наблюдаются в динамике уличной преступности. На улицах и в других общественных местах совершается каждое десятое преступление, отмечается рост совершенных здесь убийств и изнасилований. Происходят негативные изменения в демографической структуре и ценностных ориентациях лиц, совершивших преступления, в частности интенсивное пополнение преступной среды несовершеннолетними, женщинами, лицами, не имеющими постоянного источника дохода, рост рецидивной преступности. Преступным проявлениям сопутствуют пьянство, наркотическое и токсическое возбуждение.
По-прежнему актуальна проблема соблюдения прав личности в местах лишения свободы. Работа по приведению условий содержания осужденных и подследственных в соответствие с законодательством Российской Федерации и общепринятыми международными стандартами осуществляется медленно. Не всегда пресекаются попытки "воров в законе" и иных уголовных авторитетов, рецидивистов проводить психологическую обработку осужденных, формировать в колониях преступные группировки, руководить криминальной деятельностью оставшихся на свободе сообщников.
Сохраняется высокий уровень дорожно-транспортного травматизма, а также материального ущерба, причиненного пожарами. Не обеспечивается должный контроль за соблюдением правил пожарной безопасности в условиях появления новых субъектов собственности и предпринимательской деятельности, падения дисциплины на производстве.
Как следствие тенденций к установлению моноэтнического состава населения в ряде государств - участников СНГ, продолжается и активизируется процесс выезда граждан некоренных национальностей, основной поток которых устремляется в Российскую Федерацию. Прогнозируемое усиление миграции из ближнего зарубежья обострит проблему этнических криминальных сообществ.
В связи с предполагаемым значительным увеличением иностранных инвестиций в Россию соответственно вырастет и приток деловых людей из-за рубежа. В связи с этим ожидается значительный рост числа преступных посягательств на жизнь, здоровье и имущество иностранных граждан, а также преступлений со стороны самих иностранных граждан.
Дальнейшая либерализация правового регулирования рыночных отношений без надежной законодательной базы и соответствующей криминологической экспертизы, отсутствие действенной системы правового регулирования рынка ценных бумаг и кредитно-денежных отношений создают благоприятные условия для умножения числа экономических преступлений. Предполагается расширение международных криминальных структур экономической и смешанной направленности по вывозу за рубеж редкоземельных и цветных металлов, валюты, по легализации преступных доходов, сбыту наркотиков.
На совершение корыстно-насильственных преступлений по-прежнему будут ориентированы интересы организованных преступных групп, отличающихся высокой степенью сплоченности и вооруженности, жесткой дисциплиной, дерзостью преступлений. Прогнозируется распространение терроризма, возникновение крупных преступных организаций, контролирующих сферы материального производства и бытового обслуживания, финансово-промышленные группы, а также конкретные территории и регионы.
Меры, предусмотренные Программой, являются основой для создания государственного механизма по борьбе с преступностью в современных условиях с включением в него всех органов государственной власти Российской Федерации, без которого невозможно комплексное решение проблем профилактики и раскрытия преступлений.
Программа разработана с учетом того, что в развитие Федеральной целевой программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы принят и реализуется ряд целевых программ. Кроме того, в настоящее время готовятся межведомственные программы по разработке и внедрению современных технических средств защиты объектов производства, хранения, транспортировки, торговли от преступных посягательств; комплексная программа создания единой автоматизированной системы информационного обеспечения органов внутренних дел и другие. Совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разрабатывается проект основ государственной политики борьбы с преступностью, включающий концептуальные положения деятельности органов государственной власти по противодействию преступности.
2. Система программных мероприятий
Программа содержит меры по организационно-правовому обеспечению усиления борьбы с преступностью; защите жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан, повышению эффективности раскрытия и расследования преступлений; совершенствованию профилактики правонарушений; защите конституционного строя, целостности и безопасности государства, борьбе с терроризмом, незаконными вооруженными формированиями; противодействию организованной преступности и коррупции; защите экономической безопасности государства, частной, государственной, муниципальной и иных видов собственности; предупреждению преступлений со стороны военнослужащих; совершенствованию уголовно-исполнительной системы; обеспечению правопорядка, общественной безопасности на улицах, транспорте, в иных общественных местах; развитию и укреплению международного сотрудничества в борьбе с преступностью; кадровому обеспечению правоохранительной системы; государственной поддержке финансового и материально-технического обеспечения.
┌─────────────────────┬──────────────┬──────┬───────┬──────────────────┐
│ Мероприятия │Государствен- │Срок │Источ- │Финансовые затра- │
│ │ные заказчики,│испол-│ники │ты на реализацию │
│ │исполнители │нения │финан- │в ценах III квар- │
│ │ │ │сирова-│тала 1995 г. │
│ │ │ │ния │ (млрд. руб.) │
│ │ │ │Прог- ├────────┬─────────┤
│ │ │ │раммы │на пери-│ в том │
│ │ │ │ │од реа- │ числе │
│ │ │ │ │лизации ├────┬────┤
│ │ │ │ │ │1996│1997│
│ │ │ │ │ │ г. │ г.│
├─────────────────────┼──────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │
└─────────────────────┴──────────────┴──────┴───────┴────────┴────┴────┘
┌─────────────────────┬──────────────┬──────┬───────┬──────────────────┐
2.1. Защита жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан,
повышение эффективности раскрытия и расследования преступлений
2.1.1. Разработать
проекты федеральных
законов:
2.1.1.1. "Уголовно- Минюст России, 1996 г. источники и средства,
процессуальный кодекс Верховный Суд предусмотренные на теку-
Российской Федера- Российской щее финансирование
ции" Федерации,
МВД России,
Генеральная
прокуратура
Российской
Федерации,
ФСБ России,
ФСНП России,
ФМС России,
Госналогслужба
России, Минфин
России, Мин-
здравмедпром
России, Ин-
ститут законо-
дательства и
сравнительного
правоведения
при Правитель-
стве Российс-
кой Федерации,
ГТК России,
ФАПСИ
2.1.1.2. "Об органах Минюст 1996 г. источники и средства,
юстиции в Российской России, Вер- предусмотренные на теку-
Федерации" ховный Суд щее финансирование
Российской
Федерации,
Генеральная