Санитарные нормы СН 2.5.2.048-96 "Уровни вибрации на морских судах" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 21 февраля 1996 г. N 4)

Vibration Levels on Board Marine Ships. Sanitary Norms

Дата введения - с момента утверждения
Введены взамен -
"Санитарные нормы вибрации
на морских, речных и озерных судах", N 1103-73

1. Область применения

1.1. Настоящие нормы устанавливают предельно допустимые величины вибрации в местах пребывания экипажа и пассажиров на морских судах, а также условия измерения вибрации и требования к измерительной аппаратуре.
1.2. Действие норм распространяется на все самоходные морские суда, в т. ч. и суда река-море, за исключением военных кораблей, войсковых транспортов, спортивных и прогулочных судов, не занятых в коммерческих операциях.
1.3. Нормы распространяются на проектируемые, строящиеся, эксплуатируемые и переоборудуемые суда.
1.4. Санитарные нормы являются обязательными для судовладельцев, организаций, проектирующих, строящих и переоборудующих суда, учреждений государственного санитарного надзора.
1.5. Требования настоящих норм должны быть учтены в нормативно-технических документах - ГОСТах, ТУ и др., регламентирующих конструктивные, технологические и эксплуатационные требования к судам и судовому оборудованию.
1.6. Величины, представленные в данных нормах, следует рассматривать как предельно допустимые, а не как желаемые. Там, где это практически осуществимо, уровни вибрации должны быть ниже указанных допустимых значений.

2. Нормативные ссылки

2.1. Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
2.2. "Санитарные нормы вибрации на морских, речных и озерных судах" СН 1103-73.
2.3. Стандарт ИСО 2631/1-1985 "Оценка воздействия общей вибрации на тело человека - часть 1: Общие требования".
2.4. Стандарт ИСО 6954-1993. "Правила для общей оценки вибрации на морских судах".
2.5. ГОСТ 12.1.012-90. "Вибрационная безопасность. Общие требования".
2.6. ГОСТ 12.1.047-85. "Вибрация. Метод контроля на рабочих постах и в жилых помещениях морских и речных судов".

3. Определения

3.1. Морские суда разделяются на 4 категории:
1 категория - суда совершающие рейсы продолжительностью более 5 суток, а также суда неограниченного района плавания;
2 категория - суда, совершающие рейсы продолжительностью свыше 24 ч, но не более 5 суток;
3 категория - суда, совершающие рейсы продолжительностью до 24 ч;
4 категория - суда, совершающие рейсы продолжительностью до 8 часов.
3.2. Энергетическое отделение (ЭО) - помещение или группа помещений, в которых установлены главные, вспомогательные двигатели, котлы и механизмы, обеспечивающие работу движительной энергетической установки и судна в целом.
3.3. Центральный пост управления (ЦПУ) - изолированное помещение, в котором сосредоточены контрольные приборы и органы дистанционного управления главной энергетической установкой, вспомогательными механизмами и системами.
3.4. Производственные помещения - помещения, в которых установлено производственное оборудование, обрабатывающие машины и станки (судовые мастерские, камбуз и т. п.).
3.5. Служебные помещения - рулевая, штурманская, багер-мейстерская рубки, радиорубка и другие помещения для управления судном и ведения документации.
3.6. Основное рабочее место - место наиболее длительного пребывания вахтенного.
3.7. Общественные помещения - столовые, кают-компании, салоны, клубы, буфеты, рестораны, библиотека, помещения для любительских занятий и занятий спортом, кабинеты и салоны в помещениях комсостава и т. п.
3.8. Спальные помещения - жилые каюты экипажа и пассажиров, спальные помещения в блок-каютах комсостава.
3.9. Медицинские помещения - помещения для медицинского обслуживания: санитарная каюта, амбулатория, стационар, изолятор и др.
3.10. Доза вибрации - интегральная величина, учитывающая вибрационную энергию, воздействующую на человека за определенный промежуток времени. Суточная доза - воздействие за 24 часа.
3.11. Энергетическое отделение с периодическим обслуживанием - помещение, в котором нахождение члена экипажа на ходу судна не более 1 часа за вахту. (При наличии дистанционного управления энергетической установкой из ЦПУ и/или ходового мостика.)
3.12. Энергетическое отделение с безвахтенным обслуживанием - помещение, в котором нахождение члена экипажа на ходу судна не более 2 часов в неделю (при наличии комплексной автоматизации управления энергетической установкой и вспомогательным оборудованием).

4. Нормируемые параметры вибрации

4.1. В качестве предельно допустимых нормируемых величин вибрации на рабочих местах в помещениях судов принимаются следующие параметры.
4.1.1. Логарифмические уровни среднеквадратического значения виброускорения La или виброскорости Lv в октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 2, 4, 8, 16, 31, 5, 63 Гц.
Уровни вибрационного ускорения в дБ определяются по формуле
, Дб
где: а - среднеквадратическая величина виброускорения, ;
- величина условно принятая за нулевой порог - стандартная величина, равная м/ и соответствующая нулю дБ.
Примечание. При стандартном нулевом пороге виброускорения - м/с , уровни виброускорения будут выше на 50 дБ.
Логарифмические уровни вибрационной скорости в дБ определяются по формуле
, Дб
где: v - среднеквадратическая величина виброскорости, м/с (мм/с);
- стандартная величина, равная м/с ( мм/с) и соответствующая нулю дБ.
4.1.2. Корректированные по частоте в диапазоне 1,4-80 Гц, логарифмические уровни виброускорения или виброскорости по ГОСТу 12.1.012-90 (приложение 4).
Примечание. При оценке вибрации на головных судах и в спорных вопросах предпочтение должно отдаваться измерениям в октавных полосах частот.