Приказ Комитета по образованию мэрии Санкт-Петербурга от 19 апреля 1994 г. N 186 "О порядке введения в действие "Правил предоставления платных услуг в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга"

На основании анализа организации платных услуг в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, проведенного Управлением финансово-экономического обеспечения и Инспекцией при Комитете по образованию, и в связи с поступлением большого количества жалоб и вопросов от родителей учащихся приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие "Правила предоставления платных услуг в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга" согласно приложению N I и N II.
2. Директору Центра педагогической информации Шмелевой Л.М. в срок до 20.04.94 напечатать 2500 плакатов-памяток для родителей с выдержками из "Правил предоставления платных услуг в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга" (согласно приложению N 2) и 100 экземпляров сборника нормативных документов Комитета по образованию по предоставлению платных услуг населению.
3. Руководителям РОУНО:
3.1. В срок до 20.05.94 провести семинары с руководителями подведомственных учреждений по вопросу ознакомления их с данным приказом и "Правилами предоставления платных услуг в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга".
3.2. В срок до 20.05.94 обеспечить руководителей всех подведомственных учреждений экземпляром "Правил" и данного приказа Комитета.
3.3. Обязать руководителей подведомственных учреждений вывесить информацию для родителей по организации образовательных услуг в своих учреждениях.
3.4. При необходимости ввести в штатное расписание методических кабинетов (центров) и централизованных бухгалтерий должности специалистов по организации и контролю предоставления платных услуг в образовательных учреждениях района.
3.5. В период с 15.09.94 по 30.10.94 организовать проверку подведомственных образовательных учреждений по выполнению "Правил предоставления платных услуг", используя предложенную Комитетом для этой цели программу.
3.6. В срок до 15.11.94 предоставить информацию по результатам проверки в Инспекцию Комитета.
3.7. Принять к сведению: нарушение "Правил предоставления платных услуг в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга" или непринятие должных мер при нарушении указанных "Правил" установлено рассматривать, как однократное грубое нарушение трудовых обязанностей руководителем, заместителем, дающее основание для его увольнения.
3.8. Разъяснить руководителям образовательных учреждений, что региональные образовательные стандарты обеспечивают возможность дифференциации образовательных программ без привлечения родительских средств.
3.9. Учитывать состояние работы по организации платных платных услуг при определении размеров надбавок и премий руководителям образовательных учреждений.
4. Начальнику Инспекции при Комитете Пахомову Н.Н.:
4.1. В срок до 01.09.94 сформировать группу по контролю за выполнением "Правил предоставления платных услуг".
4.2. В срок до 20.08.94 составить программу проверки предоставления платных услуг в образовательных учреждениях.
4.3. В срок до 15.09.94 довести данную программу до сведения специалистов по контролю за платными услугами РОУНО.
4.4. В срок до 01.12.94 проанализировать данные, предоставленные специалистами по контролю за платными услугами, которые они получили в ходе проверок.
5. Управлению финансово-экономического обеспечения (Зеленова Н.П.):
5.1. Продолжить работу по методическому обеспечению организации платных услуг в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.
5.2. В срок до 31.03.95 совместно с Инспекцией при Комитете проанализировать итоги проверок по организации платных услуг, жалоб родителей и представить информацию, конструктивные предложения по данному вопросу на коллегию Комитета в апреле 1995 г.
6. Методические письма Комитета ("О платных услугах ОУ" N 18 от 29.01.93, "О перечне образовательных платных услуг в школах" N 1083 от 26.08.93) считать утратившими силу.
7. Разрешить образовательным учреждениям заключать договоры, предусмотренные пунктами 3, 4 варианта II, параграфа II, без доверенности или поручения РОУНО до 01.09.94.
8. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя председателя Комитета Попову М.И.
Приложение I

Справка о недостатках в организации платных услуг в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга

Важнейшей целью проводимой в стране школьной реформы является повышение качества образования. Закон РФ "Об образовании" отводит ведущую роль в этом процессе образовательному учреждению.
Образовательному учреждению предоставляются права юридического лица /ст.12 п.2 Закона РФ "Об образовании"/, что дает возможность в условиях ограниченного бюджетного финансирования привлекать дополнительные средства.
Согласно ст.45 Закона "Об образовании" к платным дополнительным образовательным услугам относятся "обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с учащимися углубленным изучением предметов и другие услуги". Основной признак дополнительных образовательных платных услуг тот, что они "не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета" /ст.45 п.3/.
Кроме Закона "Об образовании" организация платных образовательных услуг регламентируется Законом "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Кодексом Законов о Труде Российской Федерации, Основами гражданского законодательства.
В образовательных учреждениях Санкт-Петербурга получили распространение следующие виды платных образовательных услуг:
- дополнительные учебные программы,
- углубленное изучение предметов, которые не являются обязательными,
- репетиторство,
- услуги психологической службы,
- кружки по интересам,
- спортивно-оздоровительные мероприятия,
- услуги логопеда,
- музыкальные занятия,
- экзамены в системе экстерната,
- особые условия обучения в школе.
Комитетом по образованию в 1993 году были направлены в образовательные учреждения Санкт-Петербурга методические рекомендации по организации платных услуг. Однако, эти рекомендации не всегда выполнялись. Были выявлены следующие нарушения в применении вышеназванных рекомендаций.
1. В Уставах образовательных учреждений не всегда и не в полном объеме были зафиксированы вышеназванные виды платных услуг.
2. Руководители образовательных учреждений не использовали средства, выделяемые из бюджета, а вместо часов, оплачиваемых государством, вводили в учебный план отдельные предметы за счет средств родителей. Например, учебный план 11 класса составляет 38 часов в неделю, которые полностью обеспечены бюджетными ассигнования. Руководители школ в тарификационный список вносили 32 часа и 38 возможных, а за 6 часов, внесенных в учебный план в качестве дополнительных предметов, взимали плату с родителей. Данная практика запрещена Законом "Об образовании" /ст.45/. Родителями могут быть оплачены только вышеперечисленные виды платных услуг, если они остались за рамками учебного плана данного образовательного учреждения.
3. Сбор денег за услуги зачастую осуществляли работники учреждения, в должностные обязанности которых не входило выполнение данной работы, что является серьезным нарушением, т.к. сбор денег разрешен лишь специально уполномоченному лицу - кассиру, который работает по договору с осуществляющим платные услуги учреждением или предприятием и несет материальную ответственность.
4. Имели место случаи приема денег без выдачи квитанций, родители просто расписывались в ведомости или тетради против фамилии своего ребенка, а в ряде случаев - без квитанции и без росписи, в то время как оплата может производиться только в установленном Законом порядке: кассир оформляет в двух экземплярах соответствующий документ о произведенном наличном расчете, копия которого остается в распоряжении плательщика. Категорические запрещается сбор денег под роспись в ведомости. В случае осуществления безналичных расчетов квитанция об оплате с отметкой Сбербанка или копия платежного поручения предоставляется кассиру. Расчеты кассира с учреждением /предприятием/ и последних с банком производятся в установленном законом порядке.
5. Не всегда заключались письменные договоры между родителями и учреждением, предприятием, оказывающим платные услуги. Иногда договоры заключались между родителями и учреждением, а услуги оказывало предприятие, что вызывало вопросы со стороны родителей, особенно в отношении установления цены на услугу.
6. В отдельных случаях допускалось искусственное ограничение размеров оплаты труда работников, оказывающих платные услуги, что приводило к конфликтным ситуациям.