будет происходить сокращение числа рабочих мест и резко возрастет к 1995 году безработица;
уровень жизни за указанный период понизится еще на 30-40 процентов;
состояние социальной инфраструктуры будет ухудшаться, выбытие в 1994 - 1995 годах не будет компенсироваться вводом новых объектов, местные бюджеты не будут иметь возможности финансировать затраты, связанные с передачей предприятиями на баланс администраций объектов социально - культурной сферы и жилых домов;
ограниченные масштабы развития предпринимательской деятельности не позволят рассчитывать на интенсивную диверсификацию хозяйства и создание новых рабочих мест. Сценарий не предполагает существенных мер по снижению абсолютной перенаселенности.
Оценка демографического потенциала, соответствующая этому сценарию развития, основывается на следующих предпосылках:
сложившиеся к настоящему времени тенденции в естественном воспроизводстве населения в основном сохранятся и в перспективе, при этом произойдет ухудшение возрастных характеристик за счет роста детской смертности и снижения рождаемости;
миграционные процессы приобретут более выраженный негативный характер, увеличится выезд наиболее трудоспособных и высококвалифицированных кадров.
Предполагаемая численность и возрастной состав населения (приложение N 5) будут складываться следующим образом:
общая численность населения и в дальнейшем будет сокращаться по сравнению с 1992 годом (на 0,6 процента к 1995 году и еще на 0,8 процента - к 2000 году);
возрастет численность лиц пенсионного возраста (примерно на 198 тыс. человек - к 1995 году и на 203 тыс. - к 2000 году), увеличится их доля в общей численности населения;
на 37 тыс. человек возрастет численность молодежи в возрасте 16 - 17 лет к 1995 году, обострится проблема с их трудоустройством.
II сценарий - исходит из допущений:
стабилизация экономики в основном будет достигнута к концу 1995 года, начнется оживление производства, инвестиционной активности и так далее;
приняты и будут реализовываться федеральная целевая и региональные программы переселения избыточного населения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
Правительство Российской Федерации в отношении этих районов усилит политику поддержки хозяйственной деятельности, которая будет заключаться в установлении налоговых льгот, в изменении социальной политики (поддержка населения депрессивных добывающих районов), в приоритетном стимулировании технического перевооружения предприятий на Севере и так далее.
Демографический прогноз, соответствующий этому сценарию, предполагает:
в основном - сохранение сложившихся тенденций в естественном воспроизводстве населения при некотором улучшении отдельных параметров (снижение показателей заболеваемости, детской смертности и другие);
в дальнейшем, после переселения избыточного населения,начнутся спад интенсивности миграции и сокращение до нуля отрицательного сальдо, улучшение структурных характеристик.
Общая численность населения (приложение N 6) будет сокращаться быстрее, чем по I сценарию. При этом абсолютная численность и удельный вес жителей пенсионного возраста к 2000 году по сравнению с 1995 годом понизятся. При незначительном сокращении абсолютной численности увеличится доля трудоспособного населения.
Сравнение двух сценариев (приложения N 7-10) свидетельствует в пользу второго. Потери общественного труда, соответствующие I сценарию, будут составлять в 1995 году примерно 30 - 35 процентов недополученного национального дохода. Только к 2000 году ситуация, возможно, стабилизируется. II сценарий характеризуется гораздо меньшими масштабами абсолютной перенаселенности, а к 2000 году и относительной. Уровень безработицы значительно ниже. Более высок уровень жизни населения. Потери общественного труда в 1995 году, выражаемые в недополученном национальном доходе, не будут превышать 10 - 15 процентов.
Улучшение характеристик социально-экономического развития по II сценарию связано с изменением уровня перенаселенности.
Общая численность населения Севера к 2000 году ожидается на уровне 11193 тыс. человек (I сценарий) и 11142 тыс. человек (II сценарий).
С учетом полученных результатов сопоставления все последующие разработки Программы исходят из параметров, характерных для II сценария.
4. Выявление предпочтительных районов для строительства жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей
Территориальная ориентация миграционных потоков, проводимая в ходе государственного регулирования и поддержки северных переселенцев, определена с учетом следующих основных положений.
Выбор районов строительства жилья для северных переселенцев определяется интересами всех сторон, участвующих в реализации Программы. Миграционные потоки переселенцев регламентируются в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации генеральной схемой расселения.
Выбор районов вселения северян с учетом медико-биологического аспекта координируется со сложившимися направлениями миграционных потоков с Севера. В настоящее время основная масса переселенцев смещается в другие районы России по меридиану, в направлении, наиболее благоприятном для адаптации организма, их количество находится на уровне 60 процентов от общей численности.
По соображениям национально-этнического характера в качестве территорий возможного вселения северян в Программе не рассматриваются административно-территориальные образования со сложными межнациональными отношениями.
Обеспеченность переселенцев земельными ресурсами и перспективы вовлечения северян в сельскохозяйственное производство имеют ограниченное влияние на направленность миграционных потоков. Основная доля свободных земель, годных для развития сельского хозяйства, размещена в зонах депопуляции, с малой плотностью инфраструктуры, относительно слаборазвитой социально-культурной сферой, низким экономическим потенциалом. В этих районах продолжает сокращаться численность местного коренного населения. По этим причинам, имея резервы свободных земель, они не в состоянии привлечь и удержать основную часть прибывающих на новое местожительство переселенцев.
Ориентация граждан, выезжающих в районы, стратегически важные для государственных интересов (южные районы Сибири и Дальнего Востока), достигается путем применения комплекса дополнительных мер стимулирования, направленных на заинтересованность для добровольного размещения северных переселенцев в этих местностях, меры стимулирования предусматриваются по отношению как к северным переселенцам, так и к местным органам исполнительной власти принимающих территорий.
Требованиям, предъявляемым к местам вселения северных переселенцев, особенно полно отвечают районы, расположенные вблизи государственных границ России и активно взаимодействующего с ней зарубежья. В этих местах необходимо стимулировать создание самоорганизующихся форпостов России, что будет способствовать укреплению ее границ и усилению контактов с традиционным и вновь образовавшимся зарубежьем.
Это районы Пскова, Смоленска, Курска, Белгорода, Оренбурга, Новосибирска и промышленного ядра Алтая, а также экологически благоприятные районы Кемеровской области, Хабаровска, Владивостока и Находки. Между Западно-Сибирским и Дальневосточным секторами концентрированного расселения возможно образование Забайкальского регионального геополитического узла. Важное значение приобретает юг Тюменской области, где необходимо создать опорный узел, обеспечивающий эффективное развитие нефтяных и газовых промыслов Западной Сибири.
Развитие геополитических узлов в районах Хабаровского и Приморского краев необходимо функционально увязать с формированием техноэкополиса на территории, прилегающей к городам Комсомольску-на-Амуре, Солнечному и Амурску, создаваемого в качестве базовой территориально - производственной структуры, инициирующей эффективное развитие производительных сил Дальневосточного Севера.
5. Основные объемные и структурные характеристики программы строи- тельства жилья
Объемы строительства на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обусловлены общим количеством лиц, решивших переселиться в районы с благоприятными условиями проживания и трудовой деятельности. Общее количество составляет (приложение N 11) 1989 тыс. человек, из них 1352 тыс. человек переселяются в пределах территории Российской Федерации. Переселение предусмотрено в 2 этапа:
I этап - 1993 - 2000 годы;
II этап - 2001 - 2005 годы.
Основная масса переселенцев в пределах Российской Федерации (более 70 процентов) ориентирована на районы европейской части страны. При этом на переселение в указанные районы ориентированы практически все жители Европейского Севера, около 80 процентов жителей Севера Западной Сибири, 70 процентов жителей Севера Восточной Сибири и Дальнего Востока. Остальная часть сохраняет тенденцию к переселению в южную часть восточных районов России (приложение N 12).
Детальное распределение (по данным северных территорий и проведенных опросов) по экономическим районам Российской Федерации представлено в приложениях N 13 и 14. По ряду районов отмечается исключительно малая доля от общей численности. Так, на весьма выгодные для переселения жителей Севера Волго-Вятский и Восточно-Сибирский экономические районы ориентировано наименьшее количество. В то же время на Северо-Кавказский экономический район ориентировано почти 15 процентов переселенцев. Доля граждан, выезжающих из северных в южные районы Сибири и Дальнего Востока, составляющая в совокупности менее 20 процентов от общей численности, является недостаточно высокой с точки зрения геополитической значимости этих территорий для России. Вместе с тем ориентация на более интенсивный приток в эти регионы переселенцев сдерживается рядом объективных обстоятельств. В частности, администрации указанных территорий не имеют заинтересованности в их массовом заселении пенсионерами и лицами с недостаточной социальной защищенностью ввиду обострения проблем жизнеобеспечения этих категорий граждан. В то же время на первом этапе реализации Программы именно этим категориям будет предоставляться преимущество в получении государственной финансовой поддержки, что связано со строительством для них около 50 процентов объемов жилья, вводимого в этот период. Повышенные нагрузки, связанные с освоением восточных территорий, создающие дополнительный жизненный прессинг на северян, принявших на себя еще более тяжелые воздействия при работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходимо уравновесить предоставлением дополнительных мер поддержки и льгот как на федеральном, так и на региональном уровнях. Наиболее весомые меры, предусмотренные Программой, необходимо реализовать в течение I этапа ее выполнения и по их результатам осуществить корректировки территориальной структуры количества переселенцев на II этапе реализации Программы.
Представляется целесообразной достаточно высокая суммарная доля переселенцев, которые могут быть размещены в местностях с благоприятными условиями проживания Северного и Северо-Западного экономических районов (около 17,5 процента). Результатом такой направленности будет формирование опорной зоны освоения Севера, выполняющей функции связи производственных структур северных районов с производительными силами территорий, расположенных в районах с обычными условиями жизнедеятельности.
В Центральном экономическом районе будут ограничиваться потоки переселенцев, выезжающих в Московскую область. Доля переселенцев, тяготеющих к переезду в Центрально-Черноземный экономический район, обусловлена ограниченными земельными ресурсами.
Материалы, представленные Роскомземом, позволяют оценить имеющиеся земельные ресурсы для ведения переселенцами сельскохозяйственного производства как вполне удовлетворительные (приложение N 15). Однако доля численности граждан, направляющихся на постоянное жительство в сельскую местность, оцененная по фактически выполняемым объемам строительства жилья для северных переселенцев, даже по максимальным показателям по отдельным районам не превышает 22 процентов.
Количество северных переселенцев, которые могут составить население важных в геополитическом отношении территорий вселения, оценивается на уровне 135,5 тыс. человек и охватывает десятую часть ожидаемого миграционного потока в пределах России. При этом наиболее высокой численностью северных переселенцев характеризуется Смоленская область (западное направление) - 40 тыс. человек, Оренбургская область (среднеазиатское направление) - 20 тыс., районы Новосибирской области и Алтайского края (на границе с Казахстаном и Китаем) - 21 тыс. человек. Общая численность населения во всех рассмотренных территориях будет определяться притоком в них мигрантов других категорий и местного населения.
Объемы строительства жилья на территории Российской Федерации для северных переселенцев, устанавливаемые в соответствии с настоящей Программой, обусловлены ожидаемым количеством переселяемых, а также распределением их на лиц, направляющихся на местожительство в города или в сельскую местность. С учетом увеличения площади квартир, приходящейся в сельских усадебных жилых домах на одного проживающего на 40 процентов по сравнению с показателями, характерными для городской застройки, требуемая площадь квартир составит 27,0 млн. кв.метров (приложение N 16).
Объемы строительства в городах составят 22,95 млн. кв.метров, на селе - 4,05 млн. кв.метров.
В соответствии с численностью переселяемых наибольшие объемы строительства жилья сосредоточиваются на территории Центрального экономического района - 5,0 млн. кв.метров, наименьшие - на территории Волго-Вятского экономического района - 0,7 млн. кв.метров. Но даже эти объемы обусловливают напряженную среднегодовую программу строительства для каждого отдельно рассматриваемого региона. Указанным обстоятельством определяется в качестве одной из важнейших задача создания эффективно работающих организационного и экономического механизмов реализации Программы.
Распределение объемов строительства жилья по годам расчетной перспективы соответствует двум основным этапам реализации Программы.
I этап характеризуется нарастанием темпов ввода ежегодных объемов жилья до максимальных значений (на уровне 3,0 млн. кв.метров площади квартир). В течение указанного периода предусматривается построить и сдать жилья в объеме 11,41 млн. кв.метров. При этом объемы работ, выполняемых по отдельным годам, должны составлять от 0,07 до 4 процентов от объемов жилищного строительства за счет всех источников финансирования, соответствующих контрольным цифрам Государственной целевой программы "Жилище". По отношению к годовым объемам строительства, соответствующим оптимистическому варианту Государственной целевой программы "Жилище", указанное соотношение будет находиться в интервале от 0,06 до 3,13 процента. Это свидетельствует о напряженности с выполнением заданной Программы на I этапе.
II этап характеризуется возрастанием объемов строительства к 2002 году почти до 4,0 млн. кв.метров площади квартир, а затем постепенным уменьшением годовых объемов, выполняемых в рамках Программы. В течение этого этапа предусматривается построить 15,0 млн. кв.метров (приложение N 17). К 2005 году ежегодные объемы строительства жилья уменьшаются до 1,9 млн. кв.метров. В дальнейшем за рамками этапов, определенных Программой, необходимо продолжать финансовую поддержку со стороны государства строительства жилья для северян, выезжающих из районов Севера и проработавших в них регламентированный срок. В сложившихся экономических условиях без такой поддержки граждане северных территорий не имеют возможности самостоятельно решать проблему приобретения жилья в районах с благоприятными условиями проживания и трудовой деятельности. Предполагается, что ежегодные размеры такого строительства, финансируемые из федерального бюджета, будут удерживаться на уровне 1,0 млн. кв.метров.
Финансовые затраты, обусловленные необходимыми объемами строительства, определяются как этими объемами, так и их долевым распределением между строительством в городе и на селе. Кроме этого, на стоимость строительства в целом по Программе влияет распределение строительства по экономическим районам Российской Федерации с учетом территориальных различий стоимости. Самостоятельное значение приобретает фактор инфляции.