Типовая инструкция по охране труда для линейного обходчика ТОИ Р-112-26-96 (утв. приказом Министерства топлива и энергетики РФ от 14 июня 1996 г. N 141) стр. 2

3.7. В случае образования ледяной пробки в трубопроводе обходчику необходимо произвести наружный осмотр замороженного участка трубопровода, чтобы установить границы образования ледяной пробки и сообщить об этом диспетчеру станции.
3.8. Рытье шурфов следует производить вручную, без применения ударных инструментов (кирки, ломы).
3.9. Размер шурфа должен обеспечивать: освобождение участка трубы длиной 1 м по обе стороны трубы и ниже трубы;
обеспечение соответствующих откосов или крепление стенок шурфа в зависимости от грунта и глубины заложения трубопровода.
3.10. Для осмотра нижней поверхности трубопровода необходимо пользоваться зеркалом с изогнутой рукояткой. Осматривать нижнюю часть трубопровода, находясь под ним, запрещается.
3.11. При обнаружении нарушения целостности и герметичности трубопровода необходимо покинуть шурф и доложить о выявленных причинах, приведших к возникновению аварийной ситуации, своему непосредственному руководителю или диспетчеру (оператору) станции.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов могут возникнуть следующие аварийные ситуации:
загазованность в колодцах, превышающая предельно допустимые концентрации;
подтекание нефтепродукта через неплотности прокладок и сальников в запорной арматуре;
негерметичность сварных швов;
разрыв трубопровода.
4.2. При нарушении целостности и герметичности трубопровода и запорной арматуры, выхода нефтепродукта на поверхность земли, следует прекратить обход трассы, выйти на пункт связи или сообщить по рации на ЛПДС об аварии, вернуться на место выхода нефтепродукта, выставить необходимые указатели, знаки безопасности и охранять участок до прибытия аварийной бригады.
4.3 На месте аварии обходчик до прибытия АРС обязан не допускать местное население к месту аварии, обозначив его щитами с предупредительными надписями, сигнальными флажками или подручными средствами.
Если рядом проходит дорога, необходимо обеспечить безопасное движение транспортных средств, направляя транспорт в объезд опасного участка (границы опасного участка следует определять с помощью переносного газоанализатора).
4.4. Находиться от места аварии, чтобы не отравиться парами нефтепродуктов, необходимо с наветренной стороны. Запрещается пользоваться открытым огнем.
4.5. При возникновении пожара сообщить оператору НС, ЛПДС, при необходимости принять меры к вызову пожарной охраны и действовать по плану ликвидации пожара.

5. Требования безопасности по окончании работ

5.1. После осмотра арматуры, приборов и устройств, расположенных в линейных колодцах, крышки последних необходимо закрыть, предварительно убедившись, что в колодце не остались люди, а инструменты убраны в ящик.
5.2. Ветошь, использованную для чистки запорной арматуры и инструмента, необходимо убрать от места производимой работы в металлический ящик с закрывающейся крышкой для отправки на станцию обезвреживания.
5.3. Предохранительные средства и защитные приспособления привести в порядок и сложить на места их хранения. Спецодежда и спецобувь должны храниться отдельно от личной одежды.
5.4. Сообщить на станцию о возвращении с обхода и о своем местонахождении, а также о выполнении порученной работы и о состоянии трассы и линейных колодцев.
Вице-президент
АК "Транснефтепродукт"
С.П. Макаров
И.О. Директора СКБ
"Транснефтеавтоматика"
Ю.В. Крылов
Согласовано
Постановление Президиума ЦК
Российского профсоюза работников
химических отраслей промышленности
от 23 мая 1996 г. Протокол N 6