Постановление Правительства РФ от 6 июля 1994 г. N 791 "О программе аграрной реформы в Российской Федерации на 1994-1995 годы"

В целях дальнейшего развития аграрной реформы, создания организационно-экономических, финансовых и правовых условий для эффективного ведения агропромышленного производства, формирования аграрного рынка и социального возрождения села Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Программу аграрной реформы в Российской Федерации на 1994-1995 годы (далее именуется - Программа), разработанную Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации.
2. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать работу по реализации Программы и совершенствованию форм и методов проводимой аграрной реформы.
3. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации в 3-месячный срок внести в Правительство Российской Федерации предложения о порядке и объемах финансирования мероприятий, предусмотренных Программой на 1995 год.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации проанализировать состояние сельскохозяйственного производства, разработать региональные программы развития аграрной реформы с учетом настоящей Программы, местных условий и накопленного опыта проведения аграрных преобразований.
Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитету Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Российской академии сельскохозяйственных наук оказывать помощь в разработке региональных программ развития аграрной реформы.
5. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Российской академии сельскохозяйственных наук с участием заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации разработать и представить в Правительство Российской Федерации в I квартале 1995 г. проект Программы развития агропромышленного производства в Российской Федерации до 2000 года.
6. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации совместно с Федеральной службой России по телевидению и радиовещанию организовать регулярные выступления руководителей и специалистов агропромышленного комплекса в телепрограммах и радиопередачах по вопросам аграрной реформы в Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации
В.Черномырдин

Программа аграрной реформы в Российской Федерации на 1994-1995 годы (одобрена постановлением Правительства РФ от 6 июля 1994 г. N 791)

1. Введение

Программа аграрной реформы в Российской Федерации на 1994-1995 годы (далее именуется - Программа) подготовлена на базе программы Совета Министров - Правительства Российской Федерации на 1993-1995 годы "Развитие реформы и стабилизации российской экономики".
В Программе дана оценка социально-экономической ситуации, определена стратегия аграрных и земельных преобразований.
Сформулированы основные положения развития различных форм собственности и хозяйствования, государственной продовольственной политики, развития сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, ресурсного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей и другие.
Представлен механизм регулирования аграрных и земельных отношений, комплекс мер по формированию конкурентной среды, развитию рыночной инфраструктуры, внешнеэкономической деятельности, кадровому и научному обеспечению, государственному и хозяйственному управлению агропромышленным комплексом.
С учетом либерализации цен предложены меры по упорядочению ценообразования на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, экономической поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Программа является основой для разработки нормативно-правовых актов Российской Федерации по аграрной реформе, межгосударственных, федеральных и региональных программ развития агропромышленного комплекса.

2. Социально-экономическая ситуация и первые итоги аграрной реформы

Оценка сложившейся социально-экономической ситуации в агропромышленном комплексе свидетельствует о расширении прав и полномочий сельскохозяйственных товаропроизводителей. Коллективные, кооперативные и акционерные аграрные структуры, колхозы и совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства получили в собственность землю и имущество для самостоятельного использования их в целях ведения сельскохозяйственного производства, право распоряжаться своей продукцией и прибылью (доходом), устанавливать цены на продукцию, владеть контрольным пакетом акций приватизированных инфраструктурных предприятий и другие.
По предварительной оценке в собственность сельскохозяйственным товаропроизводителям передано бесплатно 93 процента сельскохозяйственных угодий.
В ходе аграрной реформы создавалась новая аграрная структура. Колхозы и совхозы реорганизовались в коллективные, кооперативные, акционерные, другие частные сельскохозяйственные предприятия. Более 30 процентов колхозов и совхозов сохранили свой прежний статус с получением в собственность земли и имущества.
Формируется фермерский сектор путем передачи крестьянам земли и имущества в собственность для ведения товарного производства. Создано 269 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Расширился мелкотоварный сектор.
Вместе с тем аграрная реформа проходит в сложной социально-экономической ситуации, для которой характерны неустойчивость производственно-хозяйственных связей, утрата государственного контроля за ценами и оплатой труда, инфляция, удорожание кредитных ресурсов, дефицит бюджета, сокращение государственного финансирования, снижение покупательной способности потребителей сельскохозяйственной продукции и рост неплатежей между предприятиями, неконкурентоспособность продукции агропромышленного комплекса на мировом рынке, его недостаточное законодательное обеспечение и другие.
Это привело к спаду производства сырья и продовольствия, сокращению посевных площадей зерновых и других культур, поголовья скота, усилению неэквивалентного обмена в народнохозяйственном комплексе, ухудшению финансового положения товаропроизводителей в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, снижению их платежеспособности и увеличению задолженности по банковским кредитам, формированию нецивилизованных продовольственных рынков и другим негативным последствиям.
Возникли и продолжают развиваться тенденции ухудшения производственного потенциала агропромышленного комплекса, определяющие его развитие на долгосрочную перспективу. При сокращении инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве и сфере переработки сельхозпродукции стареют производственные фонды. В 1993 году их сокращение превысило ввод новых мощностей в 2 раза.
Неплатежеспособность сельскохозяйственных предприятий вызвала кризис в ресурсопроизводящих отраслях - сельскохозяйственном машиностроении, производстве минеральных удобрений и других.
Поставки новых тракторов сократились со 181 тыс. в 1985 году до 70 тыс. в 1993 году, грузовых автомобилей - со 170 тыс. до 39 тыс., сеялок - в 20 раз, культиваторов - в 4, зерноуборочных комбайнов - в 7 раз. В результате за последние 3 года в сельскохозяйственных предприятиях количество основных видов техники уменьшилось на 20 процентов.
Снижается плодородие земель. Объем внесения органических удобрений в 1993 году по сравнению с уровнем 1986-1990 годов сократился в 2,1 раза, минеральных - 3,4, известкования и фосфоритования почв - 1,9, гипсования - 4,5, противоэрозионных и лесозащитных мероприятий - 1,5 раза. Вдвое уменьшился объем работ по рекультивации земель, культуртехнические работы сократились в 5 раз, объемы осушения - 5,3, орошения - 12,5, реконструкции мелиоративных систем - 6 раз.
Приходит в упадок селекционная работа, разрушаются элитносеменоводческие и племенные хозяйства, значительная часть племенного скота реализуется на мясо.
Программа содержит комплекс мер для осуществления стратегии аграрных и земельных преобразований, направленных на преодоление кризиса в агропромышленном комплексе, и создания условий для эффективного функционирования сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности и хозяйствования.

3. Стратегия аграрной реформы

Аграрная реформа в России предусматривает комплексное переустройство агропромышленного производства, многоукладность сельского хозяйства, многообразие форм собственности за землю и средства производства, государственный протекционизм и регулирование развития агропромышленного комплекса, его технико-технологическое переоснащение, развитие кооперации и интеграции.
Целью аграрной реформы является насыщение рынка продовольствием и сельскохозяйственным сырьем по общественно приемлемым ценам на основе создания организационно-экономических, финансовых и правовых условий для эффективного ведения агропромышленного производства, формирования аграрного рынка, социального возрождения села, восстановления экологического равновесия.
Основными направлениями аграрной реформы предусматриваются:
разработка и реализация мер по стабилизации и устойчивому развитию агропромышленного комплекса, поддержанию паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;
разработка системы продовольственного обеспечения населения на основе реализации соответствующих федеральных, региональных и межгосударственных программ;
введение в действие ценовых, налоговых, кредитных, бюджетных, таможенных и других регуляторов аграрной экономики;
земельная реформа;
комплексное преобразование аграрного сектора путем формирования в сельском хозяйстве государственного, коллективного, кооперативного, акционерного, фермерского и мелкотоварного секторов;
формирование конкурентной среды при приватизации и реформировании предприятий промышленных и обслуживающих отраслей агропромышленного комплекса;
реформа инвестиционной политики, технико-технологическое переоснащение АПК на основе целевых программ и приоритетное развитие аграрной науки;
создание рыночной инфраструктуры;
реорганизация системы и методов управления агропромышленным комплексом;
социальное преобразование села, подготовка кадров и другие.
В 1994 году реализуется система мер по приостановлению спада агропромышленного производства, создается нормативно-правовая база реформы, вводится механизм реализации права частной собственности на землю и имущество с выдачей документов сельскохозяйственным товаропроизводителям. Создается конкурентная среда за счет формирования многосекторной аграрной структуры. Проводится приватизация перерабатывающих, пищевых и обслуживающих предприятий с предоставлением сельскохозяйственным товаропроизводителям контрольных пакетов акций, формируется рыночная инфраструктура в сфере сбыта сельскохозяйственной продукции и закупок средств производства.
В 1995 году будет продолжена работа по развитию на добровольной основе различных организационно-правовых форм сельскохозяйственного производства и социальной инфраструктуры на основе сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции. Формируется механизм государственного регулирования внутреннего и внешнего рынка агропромышленного комплекса и поддержки производителей сельскохозяйственной продукции. Продолжается преобразование отраслевой и территориальной структуры, принимаются меры по расширению производства машин и оборудования для агропромышленного комплекса на основе конверсии и реализации отечественных разработок. Намечается остановить падение производства в животноводстве и других отраслях, сократить импорт продовольствия, создать необходимые финансовые, кадровые и материальные возможности для развития социальной инфраструктуры села.
Реализация антикризисных мер в период до 1996 года позволит добиться стабилизации агропромышленного производства, а затем - устойчивого развития предприятий и хозяйств всех секторов аграрной экономики.

4. Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей и экономическое регулирование аграрного рынка