Верховный Совет СССР, придавая важное значение решению в короткие сроки наиболее острых проблем семьи, материнства и детства, повышению социальной защищенности наименее обеспеченных семей с детьми и во исполнение решений первого Съезда народных депутатов СССР, постановляет:
1. Не применяется на территории РФ.
2. Совету Министров СССР совместно с ВЦСПС к 1 января 1991 года:
разработать единую систему государственных пособий семьям с детьми с учетом типа семьи, ее дохода и индекса стоимости жизни;
определить порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности лиц, занятых уходом за детьми раннего возраста (до 3 лет), детьми-инвалидами, в случае болезни матери на период, когда она не может осуществлять уход за ребенком.
3. Предоставить право Советам Министров союзных и автономных республик, краевым, областным, окружным, районным и городским Советам народных депутатов устанавливать в пределах имеющихся у них средств доплаты ко всем видам пособий, предусмотренных действующим законодательством Союза ССР для семей с детьми, вводить дополнительные виды пособий и льгот, направленных на более полное удовлетворение потребностей семей с детьми, в первую очередь многодетных, неполных и молодых, семей, воспитывающих детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Распространить на всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся или воспитывающихся в учебно-воспитательных учреждениях, независимо от их типа и ведомственной подчиненности, льготы, установленные действующим законодательством для данной категории детей, находящихся в детских домах и школах-интернатах.
5. Установить, что средства, взыскиваемые с родителей на содержание детей, находящихся в государственных детских учреждениях, а также назначенные им государственные пенсии и пособия переводятся на личные счета воспитанников в сберегательном банке.
6. В целях повышения эффективности диспансеризации беременных женщин, охраны их здоровья и здоровья новорожденных детей установить, что отпуск по беременности и родам продолжительностью пятьдесят шесть календарных дней до родов (с 1 декабря 1990 года - семьдесят календарных дней) и пятьдесят шесть (в случаях осложненных родов или рождения двух или более детей - семьдесят) календарных дней после родов исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью, независимо от числа дней, фактически использованных до родов.
7. Для создания благоприятных условий по уходу за новорожденными и малолетними детьми:
1) установить, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста предоставляется полностью или по частям матери ребенка либо по усмотрению семьи его отцу, бабушке, деду или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком;
2) предоставлять работающим мужчинам, жены которых находятся в отпуске по беременности и родам, ежегодный отпуск по их желанию в период отпуска жены.
8. В целях создания родителям благоприятных условий, позволяющих сочетать труд в общественном производстве с воспитанием детей:
1) устанавливать по просьбе женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет (в том числе находящихся на их попечении), неполный рабочий день или неполную рабочую неделю;
2) сохранять женщинам непрерывный трудовой стаж для исчисления пособий по временной нетрудоспособности в случае расторжения трудового договора в связи с уходом за ребенком в возрасте до 14 лет (в том числе находящимся на их попечении) или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет при условии поступления на работу до достижения ребенком указанного возраста;
3) распространить льготы, предоставляемые женщине в связи с материнством (ограничение труда на ночных, сверхурочных работах, привлечения к работам в выходные дни и направления в командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и другие льготы, установленные действующим законодательством), на отцов, воспитывающих детей без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения о детях), а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних;
4) установить одному из родителей (опекуну или попечителю), воспитывающему ребенка-инвалида:
выдачу листка по временной нетрудоспособности на весь период санаторного лечения (с учетом времени на проезд) ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет при наличии медицинского заключения о необходимости индивидуального ухода за ребенком;
один дополнительный выходной день в месяц с оплатой его в размере дневного заработка за счет средств социального страхования.
9. В целях дальнейшего улучшения условий труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет:
1) признать необходимым создать реальные условия для применения их труда преимущественно на работах, соответствующих их психофизиологическим и возрастным особенностям, а также для совершенствования их профессионального мастерства, продвижения по работе и активного участия во всех сферах жизнедеятельности общества;
2) Совету Министров СССР совместно с ВЦСПС обеспечить в 1990-1991 годах:
разработку мер по повышению заинтересованности объединений, предприятий, организаций в рациональном использовании труда женщин, лиц моложе восемнадцати лет и лиц с ограниченной трудоспособностью;
разработку новых норм предельно допустимых нагрузок для женщин и несовершеннолетних при подъеме и перемещении тяжестей вручную в соответствии с научно обоснованными нормативами;
пересмотр списков производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин и подростков, дополнив их видами работ, к которым не должны привлекаться женщины детородного возраста;
определение отраслей народного хозяйства, производств и работ, где ночной труд женщин не вызывается особой необходимостью, и соответственно установление конкретных сроков и порядка освобождения женщин от ночных смен, предусмотрев первоочередное освобождение от ночного труда женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет или детей-инвалидов в возрасте до 16 лет;
разработку критериев для классификации рабочих мест с учетом психофизиологических, возрастных и других особенностей работников и примерного перечня работ и профессий для преимущественного замещения их женщинами, несовершеннолетними и лицами с ограниченной трудоспособностью;
введение форм статистической отчетности по труду с выделением отдельной строкой женщин и лиц моложе восемнадцати лет в показателях занятости, категорий работников, форм организации и условий труда, заболеваемости, травматизма и их причин.
10. В целях предупреждения вредного воздействия на здоровье женщин и детей работ по возделыванию табака и хлопка считать необходимым поручить Советам Министров союзных республик обеспечить разработку и внедрение безвредных технологий по сбору и первичной переработке табака и хлопка, соответствующих форм организации и условий труда.
11. Для обеспечения своевременного перевода беременных женщин на другую, более легкую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов:
1) руководителям объединений, предприятий, организаций совместно с профсоюзными комитетами, органами санитарного надзора и с участием женских общественных организаций в соответствии с медицинскими требованиями устанавливать рабочие места и определять виды работ, на которые могут переводиться беременные женщины либо которые могут выполняться ими на дому, а также создавать специальные цеха (участки) для применения их труда или создавать в этих целях производства и цеха на долевых началах;
2) установить, что до решения вопроса о рациональном трудоустройстве беременной женщины в соответствии с медицинским заключением она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств предприятия, учреждения, организации.
12. В интересах охраны и укрепления здоровья женщин и детей:
1) Госплану СССР и Министерству финансов СССР предусмотреть выделение в 1991-1992 годах дополнительных валютных ассигнований на строительство и оснащение новых типов детских и родовспомогательных лечебно-профилактических учреждений; закупку по импорту технологического оборудования для расширения производства биопрепаратов, вакцин, продуктов детского питания, лекарственных форм для детей; закупку продуктов детского питания, в том числе лечебного, противозачаточных средств до полного удовлетворения потребности населения с учетом выпуска отечественной продукции;
2) Совету Министров СССР и Советам Министров союзных республик обеспечить льготные условия создания совместных предприятий с иностранными фирмами и организациями по производству лечебно-диагностической аппаратуры и инструментария для родовспомогательных и детских учреждений, средств реабилитации и протезирования для детей-инвалидов;
3) Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам разработать к началу тринадцатой пятилетки механизм усиления экономической заинтересованности предприятий сельского хозяйства в выращивании экологически безвредной сельскохозяйственной продукции, в первую очередь для детей раннего возраста и беременных женщин.
13. Поручить Совету Министров СССР представить в 6-месячный срок в Верховный Совет СССР предложения о внесении в действующее законодательство изменений, вытекающих из настоящего Постановления.
14. Статьи 1, 4, 5 и пункт 4 статьи 8 настоящего Постановления ввести в действие с 1 января 1991 года.
15. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Комитет Верховного Совета СССР по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства, Комитет Верховного Совета СССР по науке, народному образованию, культуре и воспитанию и Комитет Верховного Совета СССР по охране здоровья народа.
Председатель Верховного Совета СССР | А. Лукьянов |
Москва, Кремль
10 апреля 1990 г.
N 1420-1