Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего Ю.Д.Рудкина, судей Э.М.Аметистова, М.В.Баглая, Н.Т.Ведерникова, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, Т.Г.Морщаковой, В.И.Олейника, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Т.Г.Морщаковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса главы Администрации Саратовской области Ю.В.Белых, установил:
1. Заявитель просит проверить соответствие статьи II Закона "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области" и статьи 2 Положения "Об избирательной комиссии Саратовской области" Конституции Российской Федерации и Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" "в части, касающейся формирования избирательной комиссии Саратовской области на условиях неравного представительства от областной Думы и от Администрации области".
2. Статья 11 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливает, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Согласно статье 73 Конституции вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Статья 11 Федерального закона Российской Федерации от 6 декабря 1994 года "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" определение полномочий и порядка деятельности избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в выборные органы местного самоуправления относит к компетенции законодательных органов субъектов Российской Федерации. А часть вторая статьи 13 названного закона устанавливает, что формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными органами и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом предусматривается, что не менее половины членов избирательной комиссии назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, при обязательном соблюдении данного требования окончательное решение рассматриваемого вопроса закон относит к ведению субъектов Федерации.
3. На основании соответствующих положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона и Устава Саратовской области (часть первая статьи 117) Саратовская областная Дума 28 апреля 1995 года приняла Закон "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области" и Положение "Об избирательной комиссии Саратовской области". Статья II этого закона устанавливает, что формирование областной избирательной комиссии осуществляется областной Думой и Администрацией Саратовской области. При этом две трети членов и председателя областной избирательной комиссии представляет областная Дума, одну треть - глава Администрации области. Данное требование закона закреплено и в статье 2 Положения "Об избирательной комиссии Саратовской области".
По мнению заявителя, право представления областной Думой двух третей членов комиссии "исключает паритетные начала представительства от законодательной и исполнительной ветвей власти Саратовской области". Однако "паритетные начала" не закреплены ни в Конституции Российской Федерации, ни в Законе "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". Употребленный в этом законе термин "не менее половины" определяет нижний, а не верхний предел численности членов избирательной комиссии.
Следовательно, оспариваемые заявителем нормы Закона "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области" и Положения "Об избирательной комиссии Саратовской области" приняты законодательным органом субъекта Российской Федерации в пределах его компетенции и не могут быть предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, поскольку согласно пункту "б" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации и части второй статьи 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" он разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, если они изданы по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Оспариваемые нормы таких вопросов не затрагивают.
4. Необоснованным является также мнение заявителя о несоответствии оспариваемых актов основам конституционного строя Российской Федерации, принципу разделения властей, а также закрепленным Конституцией правам и свободам человека и гражданина. Установление Законодательным Собранием Саратовской области квоты представительства при формировании избирательных комиссий области не затрагивает указанные положения Конституции Российской Федерации, а поставленный заявителем вопрос не относится к числу конституционных.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 части первой статьи 43, частью четвертой статьи 71 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. В принятии к рассмотрению запроса главы Администрации Саратовской области Ю.В.Белых отказать.
2. Решение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.