Письмо от 20.12.1995 N 7-1026 "О Методических рекомендациях по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги"

Направляем для использования в работе "Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги", подготовленные Минэкономики России с участием Госналогслужбы России, Минфина России, Роскомторга, Центросоюза России и отдельных органов ценообразования субъектов Российской Федерации.
Настоящий документ носит рекомендательный характер и предназначен для оказания методической помощи предприятиям и организациям при формировании и применении свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги.
Просим данные Методические рекомендации довести до заинтересованных предприятий и организаций.
Заместитель начальника
Департамента цен
Минэкономики РФ
С.М.РОЗОВ

Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги

Утверждаю
Заместитель Министра экономики
Российской Федерации
С.М.ИГНАТЬЕВ
06.12.95 N СИ-484/7-982
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ СВОБОДНЫХ ЦЕН
И ТАРИФОВ НА ПРОДУКЦИЮ, ТОВАРЫ И УСЛУГИ

I. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания помощи предприятиям, организациям и другим юридическим лицам при формировании и применении свободных цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.
1.2. Методические рекомендации могут быть применены всеми хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, изготавливающими (оказывающими) и реализующими на территории Российской Федерации продукцию, товары и услуги в валюте Российской Федерации.
1.3. Методические рекомендации предусматривают порядок формирования и применения свободных цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, кроме тех видов, по которым согласно действующему законодательству осуществляется государственное регулирование цен и тарифов, а также кроме импортной продукции (товаров).
1.4. Предусмотренный настоящими Рекомендациями принцип формирования и применения свободных цен и тарифов может быть использован при определении закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию с учетом специфики данной отрасли и действующего законодательства.

II. Формирование свободных оптовых и отпускных цен на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и тарифов на услуги

2.1. Свободные оптовые и отпускные цены и тарифы на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги устанавливаются предприятиями - изготовителями или другими поставщиками по согласованию с потребителями исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения), качества и потребительских свойств продукции (товаров, услуг).
В свободные отпускные цены включаются налоги и сборы, начисляемые и уплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
2.2. Свободные оптовые и отпускные цены и тарифы определяются на условиях франко-вагон (судно) станция (порт, пристань) отправления или франко-транспортные средства на складе предприятия - поставщика.
По договоренности сторон могут быть приняты другие условия поставки продукции (товаров, услуг).
2.3. Учитываемая в свободных оптовых и отпускных ценах и тарифах на продукцию (товары, услуги) себестоимость рассчитывается в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552), изменениями и дополнениями к нему (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 661), а также отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) и другими отраслевыми указаниями по вопросам особенностей затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и товаров.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) и товаров определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и товаров по свободным отпускным ценам (тарифам) без налогов и сборов, не относящихся на себестоимость и затратами на их производство и реализацию.
2.4. Уровень цен на возвратную тару под продукцией, а также порядок расчетов за нее, порядок оплаты расходов по возврату предусматриваются в договорах на поставку продукции (товаров), исходя из качества и оборачиваемости тары, а также спроса и предложения на нее.

III. Формирование свободных цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги), реализуемую через снабженческо-сбытовые и другие посреднические предприятия и организации

3.1. Снабженческо-сбытовые, заготовительные предприятия и организации, оптово-посреднические фирмы, торгово-закупочные предприятия, предприятия и организации оптовой торговли и другие юридические лица, осуществляющие в соответствии с утвержденным уставом организации функции по закупке, хранению и продаже продукции (товаров), кроме продукции (товаров), по которой в соответствии с действующим законодательством применяются регулируемые снабженческо-сбытовые надбавки, реализуют ее по свободным ценам, устанавливаемым указанными предприятиями и организациями по согласованию с потребителем исходя из сложившегося спроса и предложения на соответствующем товарном рынке, а также качества и потребительских свойств продукции (товаров). При этом в свободной цене продукции (товара) учитываются свободная отпускная цена предприятия - изготовителя или цена другого поставщика (цена закупки), а также затраты указанных организаций (предприятий) по ее закупке, хранению, транспортировке и реализации и необходимая прибыль.
3.2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, могут устанавливать и регулировать размеры снабженческо-сбытовых надбавок, применяемых при реализации продукции (товаров, услуг) внутри данного региона.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в указанных случаях могут не только определять размеры снабженческо-сбытовых надбавок, но и устанавливать методы их применения (к свободной цене предприятия - изготовителя или к цене закупки). В случае установления надбавок к цене предприятия - изготовителя в товарно-платежных документах указывается свободная отпускная цена продукции (товара) предприятия - изготовителя и его наименование.
В снабженческо-сбытовых надбавках учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации продукции (товаров), а также прибыль, признанная необходимой для нормальной деятельности.
3.3. При получении товаров от поставщиков, находящихся в странах СНГ, и при уплате в случаях, установленных действующим законодательством, таможенным службам России таможенных пошлин, сборов (платежей) за таможенные процедуры формирование свободных цен производится путем добавления регулируемых снабженческо-сбытовых надбавок к свободным ценам закупки, увеличенным на указанные таможенные пошлины, сборы (платежи), а если товары, поступающие из этих стран, реализуются снабженческо-сбытовыми и другими посредническими предприятиями и организациями по свободным ценам, то указанные расходы учитываются в затратах этих организаций.

IV. Формирование и применение свободных розничных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, реализуемые (оказываемые) населению

4.1. Свободные розничные цены и тарифы определяются самостоятельно розничными торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания и другими юридическими лицами, осуществляющими продажу товаров (услуг) населению, в соответствии с конъюнктурой рынка (сложившимся спросом и предложением в данном регионе), качеством и потребительскими свойствами товаров и предоставляемых услуг, исходя из свободной отпускной цены предприятия - изготовителя или цены другого поставщика (цены закупки) и торговой надбавки.
Свободные цены и тарифы на платные услуги для населения формируются исходя из себестоимости и необходимой прибыли с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств услуг, степени срочности исполнения заказа и налога на добавленную стоимость <*>. При исчислении облагаемого оборота по товарам, которые облагаются акцизами, в них включается сумма акцизов.
--------------------------------
<*> Спецналог в данном случае и в дальнейшем не указывается в связи с тем, что с 1 января 1996 г. он отменяется.
При получении товаров от поставщиков, находящихся в странах СНГ, и при уплате в случаях, установленных действующим законодательством, таможенным службам России таможенных пошлин, сборов (платежей) за таможенные процедуры, формирование свободных розничных цен при регулируемых торговых надбавках производится путем их добавления к свободным ценам закупки, увеличенным на указанные таможенные пошлины, сборы (платежи), а если товары, поступающие из этих стран, реализуются по свободным розничным ценам, то указанные расходы учитываются в затратах розничных торговых организаций.
4.2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают и регулируют размеры торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты), лекарственные средства и изделия медицинского назначения, наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общих образовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.
Свободные розничные цены на лекарственные средства и изделия медицинского назначения формируются в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
4.3. Торговые надбавки определяются продавцом самостоятельно исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения), кроме торговых надбавок, уровень которых регулируется в соответствии с действующим законодательством. В торговую надбавку включаются издержки обращения, в том числе транспортные расходы по доставке товаров от поставщика (в зависимости от вида франко, предусмотренного в свободной отпускной цене предприятия - изготовителя или цене закупки продукции (товаров) и условий поставки, указанных в договоре на поставку), другие расходы по закупке и реализации товаров розничных торговых организаций и предприятий или предприятий бытового обслуживания населения и налог на добавленную стоимость, а также прибыль.
4.4. Реализация товаров (продукции) предприятиями розничной торговли внерыночным потребителям и предприятиям бытового обслуживания населения осуществляется также по свободным розничным ценам, кроме товаров (продукции), по которым применяются регулируемые торговые надбавки.
Если органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с предоставленными правами установлены предельные размеры торговых надбавок, то при отпуске мелкооптовых партий товаров розничными предприятиями торговли расчеты с юридическими лицами следует производить по свободным отпускным ценам с добавлением части надбавки с тем, чтобы последние для возмещения своих транспортных и других расходов также могли применять надбавку, по совокупности не превышая предельного ее размера.
4.5. Предприятия бытового обслуживания населения формируют свободные розничные цены на сырье, материалы, запасные части, применяемые при выполнении заказов населения по изготовлению и ремонту изделий или при оказании услуг, в порядке, предусмотренном п. п. 4.1, 4.3 настоящих Методических рекомендаций.
При закупке товаров и комплектующих изделий предприятиями бытового обслуживания через розничные торговые предприятия по свободным розничным ценам реализация их населению (с расчетами через кассу предприятия) в качестве сопутствующих оказываемым услугам или при оказании услуг производится по розничным ценам, формируемым исходя из цены закупки и торговой надбавки, устанавливаемой в порядке, предусмотренном п. 4.3 настоящих Рекомендаций.
4.6. Реализация предприятиями - изготовителями продукции и товаров собственного производства населению через кассу предприятия осуществляется по свободным розничным ценам, определяемым предприятиями самостоятельно, исходя из свободных отпускных цен, с добавлением торговой надбавки, определяемой в соответствии с п. 4.3.