Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 29 июля 2016 г. N 03-08-05/44500

Вопрос: ООО просит предоставить разъяснения по вопросу:
Каков порядок налогообложения в Российской Федерации доходов иностранной компании (резидента Германии), осуществляющей деятельность на строительных площадках в Российской Федерации, а именно услуг по установке, наладке, тестированию, принятию в эксплуатацию навигационного оборудования, в том числе консультаций и обучению персонала Заказчика?
Договор на оказание соответствующих услуг заключен между Заказчиком (российская компания), осуществляющим работы на строительной площадке с привлечением вышеуказанного навигационного оборудования немецкого производства, и Исполнителем (российская компания), предоставляющим специалистов по монтажу, установке, тестированию навигационного оборудования немецкого производства с привлечением иностранной компании на основании договора возмездного оказания вышеуказанных услуг.
Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики в связи с письмом о порядке налогообложения в Российской Федерации доходов немецкой компании, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации, сообщает следующее.
Определение понятия "постоянное представительство иностранной организации" для целей главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и критерии, на основании которых деятельность иностранной организации считается приводящей к образованию постоянного представительства, приведены в статье 306 Кодекса.
При решении вопроса о том, приводит ли деятельность на территории Российской Федерации иностранной организации к образованию постоянного представительства, следует руководствоваться положениями соответствующего международного соглашения об избежании двойного налогообложения и положениями российского законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 5 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29 мая 1996 года (далее - Соглашение) термин "постоянное представительство" означает постоянное место предпринимательской деятельности, через которое деятельность предприятия осуществляется полностью или частично.
При этом согласно пункту 3 статьи 5 Соглашения строительная площадка или монтажный объект являются постоянным представительством только в случаях, если продолжительность их деятельности превышает 12 месяцев.
Согласно пункту 1 статьи 308 Кодекса под строительной площадкой иностранной организации на территории Российской Федерации понимается:
1) место строительства новых, а также реконструкции, технического перевооружения и (или) ремонта существующих объектов недвижимого имущества (за исключением воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов);
2) место строительства и (или) монтажа, ремонта, реконструкции и (или) технического перевооружения сооружений, в том числе плавучих и буровых установок, а также машин и оборудования, нормальное функционирование которых требует жесткого крепления на фундаменте или к конструктивным элементам зданий, сооружений или плавучих сооружений.
Учитывая вышеизложенное, услуги по установке, наладке, тестированию, принятию в эксплуатацию навигационного оборудования, в том числе консультаций и обучение персонала, осуществляемые немецкой компанией на территории Российской Федерации, не соответствуют определению "строительная площадка" и, соответственно, положения пункта 3 статьи 5 Соглашения не применяются.
Таким образом, на деятельность немецкой компании на территории Российской Федерации распространяются положения статьи 306 Кодекса с момента осуществления деятельности на территории Российской Федерации.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
А.С. Кизимов