Конституционный Суд Российской Федерации оказался в глубоком кризисном состоянии. Дважды в течение 1993 года Конституционный Суд Российской Федерации своими поспешными действиями и решениями ставил страну на грань гражданской войны. Но когда угроза гражданской войны становилась реальной, Конституционный Суд Российской Федерации бездействовал.
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, проводя активную политическую деятельность, участвовал в политических акциях, все более вовлекая в них Конституционный Суд Российской Федерации. Тем самым грубо нарушались требования Закона о Конституционном Суде Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации, приняв одностороннее политическое решение в отношении Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", не дав незамедлительной оценки антиконституционным насильственным действиям экстремистских сил, не рассмотрев вопрос о конституционности актов бывшего Верховного Совета Российской Федерации, Съезда народных депутатов Российской Федерации после прекращения их полномочий, сыграл негативную, в сущности пособническую роль в трагическом развитии событий 3-4 октября 1993 года в г. Москве.
Ряд судей Конституционного Суда Российской Федерации заявили о своем отказе участвовать в совещаниях и заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации впредь до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации. Его решения в неполном составе не имеют юридической силы.
Конституционный Суд Российской Федерации из органа конституционного правосудия превратился в орудие политической борьбы, представляющее исключительную опасность для государства.
Принимая во внимание Заявление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 октября 1993 г. о сложении Конституционным Судом Российской Федерации функции проверки конституционности нормативных актов и международных договоров Российской Федерации и в связи с необходимостью правовым путем обеспечить преемственность конституционного правосудия в Российской Федерации, постановляю:
1. Констатировать невозможность деятельности Конституционного Суда Российской Федерации в неполном составе и не созывать его заседания до принятия новой Конституции Российской Федерации.
2. Предложить Федеральному Собранию Российской Федерации рассмотреть в качестве первоочередного вопрос об организационно-правовых формах осуществления конституционного правосудия в Российской Федерации.
3. Сохранить за судьями Конституционного Суда Российской Федерации права и гарантии в соответствии с Законом о Конституционном Суде Российской Федерации и ныне действующими правовыми актами.
4. Принять к сведению заявление Председателя Конституционного Суда Российской Федерации Зорькина В.Д. о сложении полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.
5. Исполняющему обязанности Председателя Конституционного Суда Российской Федерации обеспечить деятельность судей и аппарата Конституционного Суда Российской Федерации по подготовке предложений для Федерального Собрания Российской Федерации об организационно-правовых формах осуществления конституционного правосудия в Российской Федерации, включая возможность создания Конституционной коллегии в составе Верховного Суда Российской Федерации; подготовке всех необходимых материалов по находящимся в производстве Конституционного Суда Российской Федерации делам для последующего их рассмотрения; опубликованию решений и иных материалов Конституционного Суда Российской Федерации.
6. Утратил силу.
7. Утратил силу.
8. Утратил силу.
9. Указ вступает в силу с момента подписания.
Президент Российской Федерации | Б. Ельцин |
Москва, Кремль
7 октября 1993 г.
N 1612