Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации РД 10-33-93 (утв. Федеральным горным и промышленным надзором России от 20 октября 1993 г.) стр. 2

2.3.5. Применение материалов, не указанных в пп. 2.3.1-2.3.4, допускается только по согласованию с ВНИИПТМАШ.

2.4. Требования к элементам стропов

2.4.1. Стальные канаты, применяемые для изготовления грузовых стропов, должны отвечать действующим государственным стандартам и иметь сертификат или копию сертификата предприятия - изготовителя канатов об их испытании в соответствии с ГОСТ 3241-80 "Канаты стальные. Технические условия". При получении канатов, не снабженных сертификатом, они должны быть подвергнуты испытанию в соответствии с указанным стандартом.
Круглозвенные сварные и штампованные цепи, применяемые для грузовых стропов, должны соответствовать ГОСТ 228 "Цепи якорные" или техническим условиям, утвержденным в установленном порядке. Цепи должны иметь сертификат.
2.4.2. Ветви канатных стропов должны изготавливаться из цельного каната. Наращивание канатов не допускается.
2.4.3. Число проколов каната каждой прядью при заплетке должно быть не меньше указанного в табл. 1.
Таблица 1

Зависимость числа проколов каната каждой прядью от его диаметра

┌──────────────────────────────┬────────────────────────────────────────┐
│ Диаметр каната, мм │ Число проколов каждой прядью, не менее │
├──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────┤
│До 15 │ 4 │
├──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────┤
│От 15 до 28 │ 5 │
├──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────┤
│От 28 до 60 │ 6 │
└──────────────────────────────┴────────────────────────────────────────┘
┌──────────────────────────────┬────────────────────────────────────────┐
Последний прокол каждой прядью должен производиться половинным числом ее проволок (половинным сечением пряди).
2.4.4. При заделке концов каната заплеткой места сплетения проволок должны обкатываться обжимными роликами или протягиваться через обжимную втулку. Разрешается при индивидуальном изготовлении место заплетки стропа уплотнять простукиванием молотком.
2.4.5. После отрезки технологических припусков концы прядей должны быть заделаны способом, исключающим их разматывание и повреждение рук стропальщика.
2.4.6. Место сплетения не должно иметь выступающих концов проволок. Рекомендуется обматывать место сплетения проволокой или снабжать его защитной оболочкой другого вида.
При защите места сплетения оплеткой или оболочкой должно быть обеспечено перекрытие участка с выступающими концами проволок на 10-30 мм.
2.4.7. Требования к выполнению заделки концов канатов опрессовкой алюминиевыми втулками приведены в приложении 1.
2.4.8. Крюки должны изготавливаться ковкой или штамповкой. Допускается изготовление крюков из листовой или полосовой стали при условии направления волокон вдоль вертикальной оси крюка. Крюки грузоподъемностью до 1 т допускается изготовлять гибкой из прутков по технологии, согласованной со специализированной организацией по кранам.
При изготовлении кованых и штампованных крюков сварка не допускается.
Крюки, изготовленные из листовой стали и круглого прутка, после сварки должны подвергаться нормализации.
Крюки должны снабжаться предохранительными замками.
2.4.9. Петли и скобы должны изготавливаться гибкой; допускается изготовление их ковкой, штамповкой или плазменной резкой из листового или полосового материала.
Применение других способов резки допускается при согласовании технологического процесса резки со специализированной организацией по кранам.
2.4.10. При изготовлении элементов, указанных в п. 2.4.8 и 2.4.9, холодной гибкой относительные радиусы гибки (по внутренней поверхности) не могут быть меньше значений, приведенных в табл. 2.
2.4.11. Качество поковок для кованых и штампованных крюков (захватов) должно соответствовать группе II по ГОСТ 8479.
2.4.12. На поверхности крюков, звеньев и других элементов стропов не допускаются трещины, плены, расслоения, волосины и надрывы.
Заваривать и заделывать указанные дефекты не разрешается.
Таблица 2

Зависимость радиуса гибки r от толщины элемента

┌────────────────────────┬──────────────────────┬───────────────────────┐
│ Толщина (диаметр) │ Углеродистые стали │Низколегированные стали│
│ элемента сигма, мм │ │ │
├────────────────────────┼──────────────────────┼───────────────────────┤
│ До 10 │ 2 дельта │ 5 дельта │
├────────────────────────┼──────────────────────┼───────────────────────┤
│ От 10 до 20 │ 3 дельта │ 8 дельта │
├────────────────────────┼──────────────────────┼───────────────────────┤
│ От 20 до 60 │ 5 дельта │ 10 дельта │
└────────────────────────┴──────────────────────┴───────────────────────┘
┌────────────────────────┬──────────────────────┬───────────────────────┐
Допускаются отдельные вмятины глубиной в пределах допуска на размеры материала, из которого изготовлены элементы.
2.4.13. Сварной шов треугольного звена (петли) должен располагаться в центре нижней прямолинейной части звена, а овального кольца - на прямолинейной части.
2.4.14. Крюки после ковки или штамповки, разъемные звенья после гибки и неразъемные звенья после сварки должны пройти термообработку и быть очищены от окалины. Вид термообработки - нормализация.
Для элементов, изготовленных из низколегированных сталей, твердость после нормализации не должна превышать НВ 140.

2.5. Требования к выполнению сварных соединений

2.5.1. При изготовлении неразъемных звеньев рекомендуется применять электрическую контактную сварку оплавлением; допускается применять электрическую дуговую сварку и кузнечно-горновую сварку.
Другие виды сварки могут быть применены по согласованию со специализированной организацией по кранам.
2.5.2. Конструкция шва, сварочные материалы, технология выполнения сварного соединения и методы контроля должны обеспечить прочность соединения не ниже прочности основного металла.
2.5.3. При применении контактной сварки увеличение диаметpa сечения d в месте сварки не должно превышать 0,1d. Образовавшийся в месте стыка грат должен быть зачищен заподлицо с основным металлом.
Смещение свариваемых концов в месте стыка не должно превышать значений, указанных в табл. 3.
Таблица 3

Допускаемое смещение концов свариваемых элементов в местах стыка

┌──────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐
│ Диаметр стержня, мм │ Смещение, мм │
├──────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│ До 15 │ 0,5 │
├──────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│ От 15 до 24 │ 1,0 │
├──────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│ От 24 до 40 │ 1,5 │
├──────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│ Свыше 40 │ 2,0 │
└──────────────────────────────┴───────────────────────────────────────┘
┌──────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐
В местах сварки не должно быть непроваров и подрезов. Глубина местных выжигов и пригаров при контактной электросварке не должна превышать 0,7 мм.
2.5.4. При выполнении сварных швов ручной дуговой сваркой по ГОСТ 5264 на концах заготовок из круглого прутка производится разделка кромок (рис. 2).
1247 × 434 пикс.     Открыть в новом окне
Сварка звеньев всех типов производится после гибки заготовок. При сварке необходимо выдержать размеры сварного соединения в соответствии с рис. 3.
1170 × 418 пикс.     Открыть в новом окне
2.5.5. Дуговая электросварка должна выполняться в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.