Предельными состояниями биметаллических многопроволочных сталемедных проводов в контактной сети электрифицированных магистральных железных дорог являются:
а) уменьшение разрушающей нагрузки при растяжении более чем на 15% значений, приведенных в п. 1.2.2; испытание проводится на отрезке, вырезанном из эксплуатируемого провода на расстоянии не далее 30 м от места короткого замыкания контактной сети, не отключенного автоматически устройствами защиты;
б) наличие более трех мест обрыва проволок в проводе на длине анкерного участка контактной сети при расстоянии между местами обрыва более 20 м; при меньших расстояниях участок провода с оборванными проволоками может быть вырезан и заменен вставкой исправного провода;
в) наличие более трех мест коррозионных повреждений проволок провода на длине анкерного участка контактной сети (вне мест их сварных соединений), выражающихся в частичном исчезновении медной оболочки и появлении оксидов железа характерного цвета с уменьшением диаметра проволоки более чем на 15% номинального значения по п. 1.1.3 при расстоянии между указанными местами более 20 м.
1.3. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
1.3.1. Маркировка и упаковка должны проводиться по ГОСТ 18690.
1.3.2. Провода должны быть намотаны на барабаны N 10, N 10а или N 14 по ГОСТ 5151. Барабаны N 14 должны быть снабжены металлическими втулками, барабаны N 10 и N 10а должны быть снабжены такими же втулками или пластинами по согласованию между потребителем и изготовителем.
Допускается применение металлических барабанов по ОСТ 16 0.684.014-80 с габаритами, соответствующими указанным выше барабанам по ГОСТ 5151.
Масса барабана с проводом должна быть не более 2000 кг.
1.3.3. Каждый барабан должен иметь маркировку, содержащую:
товарный знак, зарегистрированный в установленном порядке, и (или) наименование предприятия-изготовителя;
условное обозначение провода;
длину провода в метрах;
массу нетто и брутто в килограммах;
дату изготовления (месяц, год);
номер барабана.
1.3.4. Каждый барабан должен сопровождаться документом, удостоверяющим качество провода, который должен содержать:
номер документа;
все данные, содержащиеся в п. 1.3.3 настоящего стандарта, и кратность шага скрутки;
протокол результатов проведенных испытаний;
штамп ОТК.
1.3.5. Транспортирование и хранение проводов в части воздействия климатических факторов внешней среды должны соответствовать условиям 9 по ГОСТ 15150.
2. Приемка
2.1. Для контроля соответствия качества проводов требованиям настоящего стандарта устанавливаются приемосдаточные испытания.
2.2. За партию принимают провода одной марки и одного сечения, предъявленные к приемке одновременно и оформленные одним документом о качестве. Число барабанов в партии должно быть не более 50.
2.3. Приемосдаточные испытания должны быть проведены изготовителем в объеме, указанном в табл. 5. Потребитель проводит испытания на 3% барабанов с проводом от партии, но не менее чем на трех барабанах.
Таблица 5
Вид испытания | Пункт | Объем выборки от партии, %, не менее | |
технических требований | методов испытания | ||
1. Проверка конструкции, числа проволок в проводе, качества скрутки, отсутствия выпирания, перехлестывания, вмятин, надломов и разрывов, отсутствия оголения стального сердечника в местах соединения проволоки | 1.1.3, 1.2.4, 1.2.5, 1.2.6, 1.2.7, 1.2.8 | 3.1 | 100 |
2. Определение кратности шага скрутки | 1.2.6 | 3.2 | 100 |
3. Измерение длины | 1.2.9 | 3.3 | 100 |
4. Измерение электрического сопротивления | 1.2.2 | 3.4 | 10, но не менее двух барабанов |
5. Определение разрушающей нагрузки | 1.2.2 | 3.5 | То же |
6. Изменение минимальной толщины медной оболочки проволок в проводе | 1.2.3 | 3.6 | " |
2.4. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю, по этому показателю должно быть проведено повторное испытание удвоенного числа барабанов. При получении неудовлетворительных результатов повторного испытания партия считается не выдержавшей испытаний.
3. Методы испытаний
3.1. Проверка конструкции и количества проволок в проводе (п. 1.1.3), качества скрутки (пп. 1.2.4 и 1.2.5), числа мест соединения проволок (п. 1.2.7), отсутствия оголения стального сердечника проволок (п. 1.2.8) должна осуществляться внешним осмотром в процессе производства.
3.2. Кратность шага скрутки (п. 1.2.6) определяют по ГОСТ 12177.
3.3. Длину провода (п. 1.2.9) измеряют по ГОСТ 12177.
3.4. Электрическое сопротивление проводов (п. 1.2.2) измеряют по ГОСТ 7229 на образцах длиной не менее 1,0 м.
Пересчет значения сопротивления, измеренного при температуре от 10 до 30°С на значение при температуре 20°С, проводится с использованием температурного коэффициента, равного для меди 0,00417; 0,00401; 0,00393; 0,00385; 0,00378 1/°С для температур соответственно 10, 15, 20, 25 и 30°С.
Определение электрического сопротивления допускается проводить на всей длине провода с помощью автоматического прибора путем деления общего электрического сопротивления провода постоянному току в омах на длину намотанного на барабан отрезка в километрах.
3.5. Определение разрушающей нагрузки провода при растяжении (п. 1.2.2) проводят путем испытания провода в целом по ГОСТ 1497 либо путем испытания всех проволок, составляющих провод, по ГОСТ 10446. Сумма разрушающих нагрузок всех проволок, испытанных до скрутки, умноженная на 0,9, или испытанных после скрутки, умноженная на 0,95, должна быть не ниже значений, приведенных в п. 1.2.2.
3.6. Минимальную толщину медной оболочки проволок в проводе (п. 1.2.3) определяют на поперечных шлифах провода при помощи микроскопа или другого измерительного прибора, обеспечивающего погрешность измерения линейных размеров 0,01 мм.
Для приготовления шлифа берется предварительно забандажированный тонкой проволокой образец провода длиной 15-20 мм. Плоскость шлифа должна быть перпендикулярна продольной оси образца.
Изготовитель может определять минимальную толщину медной оболочки проволок до скрутки из них провода. Определение проводится не менее чем на 10% катушек с проволокой.
4. Указания по монтажу и эксплуатации
4.1. Провода должны монтироваться в соответствии с Инструкцией ВСН-12-82, согласованной Госстроем СССР и утвержденной МПС и Минтрансстроем СССР, а также с технической и технологической документацией МПС и Минтрансстроя, утвержденной в установленном порядке.
При электрификации магистральных железных дорог раскатка биметаллического сталемедного несущего троса цепных подвесок должна выполняться с раскаточной платформы только через подвижный ролик.
Монтаж несущего троса при неизолированных консолях может осуществляться как методом "поверху", так и "понизу" (с предварительной раскаткой его по верхнему строению или земляному полотну железнодорожного пути) при условии, что раскатанный "понизу" провод будет поднят на высоту не менее 0,5 м от земли и закреплен на опоре не позднее чем через 36 ч после раскатки для последующего подъема и укладки в седла.
4.2. Соединение проводов номинальным сечением 70 мм2 и выше должно осуществляться соответствующими этому сечению медными овальными соединительными трубками типа СОМ или клиновыми натяжными зажимами с соединительной планкой и выполнением электрического соединения свободных концов проводов.
Допускается применять другие способы соединения проводов, включая безарматурные, при условии соответствия их механических, электрических и термических характеристик требованиям ГОСТ 12393 и включения этих способов в нормативно-техническую документацию МПС.
4.3. Длительная (св. 20 мин) температура проводов марок ПБСМ1 и ПБСМ2 должна быть не более 120°С; в течение трех и одной минуты - не более соответственно 140 и 150°С.
4.4. Не допускается применять биметаллические сталемедные провода марки ПБСМ2 в контактной сети магистральных электрифицированных железных дорог, в том числе в нетоковедущих ее элементах, при значениях минимальной толщины медной оболочки для проволоки БСМ2 по ГОСТ 3822.
Не рекомендуется применять также провода ПБСМ1 в зонах, где атмосфера типов II и IV характеризуется максимальными значениями содержания сернистого газа по ГОСТ 15150, в частности - вблизи коксохимических предприятий.
Примечания: