на ответвлениях вблизи магистрали - номер магистрали (римской цифрой), установленные буквенные обозначения агрегата, номер агрегата (арабской цифрой) и стрелка, указывающая направление движения;
на ответвлениях от магистрали вблизи агрегатов - номер магистрали (римской цифрой) и стрелки, указывающие направление движения.
1.14.17. На трубопроводы с наружным диаметром труб менее 150 мм надписи следует наносить не на самих трубопроводах, а на специальных табличках, прикрепленных к трубопроводам в вертикальной плоскости (под или над трубопроводом).
1.14.18. На вентилях, задвижках и приводах к ним должны наноситься надписи следующего содержания:
номер или условное обозначение запорного или регулирующего устройства, соответствующие эксплуатационным схемам и инструкциям;
на магистральных линиях - номер магистрали (римской цифрой);
на ответвлениях - номер магистрали (римской цифрой), буквенные обозначения и номер агрегатов (арабскими цифрами);
указатель направления вращения в сторону закрытия (З) и в сторону открытия (О).
При расположении штурвалов управления вблизи агрегатов нанесение буквенного обозначения и номера агрегата необязательно.
1.14.19. Надписи на арматуре и приводах следует размещать:
при расположении штурвала вблизи корпуса вентиля (задвижки) - на корпусе или изоляции вентиля (задвижки) либо на специальной табличке, жестко соединенной с ними;
при дистанционном управлении при помощи штурвала - на колонке или кронштейне штурвала;
при дистанционном управлении с помощью цепи - на табличке, неподвижно соединенной с кронштейном цепного колеса и закрепленной в положении, обеспечивающем наилучшую видимость с площадки управления;
при дистанционном управлении вентилем или задвижкой, расположенными под полом площадки обслуживания (конец вала утоплен в полу и закрыт крышкой), - на крышке с внутренней и внешней сторон;
при дистанционном управлении с помощью электропривода - у пускового устройства, на вентиле или задвижке.
1.14.20. На каждый трубопровод после его регистрации в специальные таблички размером не менее 400x300 мм должны быть внесены следующие надписи:
регистрационный номер;
допускаемое давление;
температура среды;
дата (месяц и год) следующего наружного осмотра и внутреннего осмотра (для питательных трубопроводов).
На каждом трубопроводе должно быть не менее трех табличек с установкой их по концам и в середине трубопровода. Если один и тот же трубопровод размещается в нескольких помещениях, табличка должна быть на трубопроводе в каждом помещении.
1.14.23. Меры по устранению аварийных повреждений и разобщению участков должны быть предусмотрены инструкциями по эксплуатации трубопроводов.
Компрессорные установки, воздухопровод и газопровод
1.14.24. Устройство, изготовление, реконструкция, монтаж и содержание компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов должны соответствовать действующим Правилам устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов, Правилам безопасности в газовом хозяйстве и требованиями СНиП II-37-76.
1.14.25. В помещениях компрессорных установок запрещается размещать аппаратуру и оборудование, конструктивно и технологически не связанные с компрессорами, запрещается установка компрессорных установок под бытовыми, административными помещениями, а также в местах, где расположены взрывоопасные и химические производства.
1.14.26. Материалы, конструкции и способы изготовления, а также испытания труб для сжатого воздуха, фланцевых соединений, арматуры должны соответствовать требованиям государственных стандартов и требованиям, относящимся к трубопроводам IV категории по Правилам устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды и Правилам устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов.
1.14.27. В качестве прокладочных материалов для фланцевых соединений воздухопроводов необходимо применять материалы, устойчивые к воздействию тепла, влаги и масла.
Запрещается применять прокладки из картона, резины, горючих или тлеющих материалов.
1.14.28. В местах возможного обмерзания воздухопровод должен быть утеплен.
1.14.29. Воздухопровод, проложенный вблизи теплоизлучающих аппаратов, должен быть защищен от теплового воздействия.
1.14.30. Расстояние от воздухопроводов до кабелей, электропроводок и электрооборудования следует принимать в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ).
1.14.31. Арматура и спускные приспособления, устанавливаемые на воздухопроводах, должны быть доступны для удобного и безопасного обслуживания и ремонта. Штуцеры на воздухопроводах должны быть направлены так, чтобы струя из них не могла попасть на людей.
1.14.32. Воздухопроводы с наружной температурой выше 45°С должны иметь исправные ограждения или теплоизоляцию.
1.14.33. Все устройства для удаления скапливающегося в воздухопроводе масла и воды должны регулярно проверяться обслуживающим персоналом, в случае замерзания устройств отогревать их разрешается только горячей водой.
1.14.34. Вентили, задвижки, клапаны должны быть исправными и обеспечивать быстрое и надежное прекращение подачи воздуха.
1.14.35. Пусковые задвижки, вентили должны быть пронумерованы и иметь ясно видимые стрелки, указывающие направление движения маховика с обозначением "открыто" и "закрыто".
1.14.36. В период ремонта воздухопровода давление в нем должно быть доведено до атмосферного.
При проведении сварочных работ ремонтируемый участок воздухопровода должен быть отсоединен от сети с обеих сторон, очищен от скопившихся воды и осадков масла.
1.14.37. В соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов на предприятии должна быть разработана и вывешена на рабочих местах инструкция по безопасному обслуживанию компрессорной установки.
1.14.38. Ответственным за правильную и безопасную эксплуатацию компрессорной установки и воздухопроводов следует назначать приказом лицо, имеющее законченное техническое образование и практический стаж работы по эксплуатации компрессоров.
1.14.39. К самостоятельной работе по обслуживанию компрессорных установок могут быть допущены лица не моложе 18 лет, признанные годными по состоянию здоровья, обученные по соответствующей программе и имеющие удостоверения квалификационной комиссии на право обслуживания компрессорных установок.
Знания рабочих по вопросам техники безопасности и пожарной безопасности, обязательные при эксплуатации компрессорной установки, должны проверяться не реже одного раза в год комиссией, состав которой определяется приказом директора предприятия.
1.14.40. Запрещается оставлять работающие компрессоры (кроме полностью автоматизированных) без надзора лиц, допущенных к их обслуживанию.
1.14.41. Вход в помещение компрессорной установки посторонних лиц запрещается. Снаружи у входной двери должна быть установлена сигнализация для вызова обслуживающего персонала установки, а на двери должна быть запрещающая надпись "Вход посторонним воспрещен".
1.14.42. Запрещается хранение керосина, бензина и других легковоспламеняющихся жидкостей в помещении машинного зала компрессорной установки.
1.14.43. Все предохранительные клапаны компрессорной установки общепромышленного назначения, работающие при давлении до 1,176 МПа (12 ), должны ежесуточно проверяться путем принудительного их открытия под давлением. Сроки проверки предохранительных клапанов, работающих при давлении свыше 1,176 МПа (12 ), устанавливаются технологическим регламентом, но не реже одного раза в 6 месяцев. После закрытия клапан должен сохранять герметичность.
1.14.44. При отсутствии автоматической продувки ручная продувка влагомаслоотделителей (промежуточного и концевого) должна производиться 2 раза в смену, если заводской инструкцией не предусмотрена более частая продувка; воздухо- или газосборники, входящие в компрессорную установку, должны продуваться не реже одного раза в смену при наличии концевого холодильника и влагомаслоотделителя и не реже двух раз в смену при их отсутствии.
1.14.45. Компрессор должен быть немедленно остановлен в следующих случаях:
если манометры на любой ступени компрессора, а также на нагнетательной линии показывают давление выше допустимого;
если манометр системы смазки механизма движения показывает давление ниже допустимого предела;