проездов и подъездов, обеспечивающих только перевозку вспомогательных и хозяйственных грузов, проезд пожарных машин, а также подъезд автомобилей к гаражам и топливозаправочным пунктам, - 4,5-6 м.
Ширина обочин (тротуаров) вдоль дорог, а также между зданиями должна быть не менее 1,5 м.
Поверхность тротуаров должна иметь твердое, ровное покрытие и быть поднятой не менее чем на 15 см над уровнем проезжей части дороги или прилегающей территории.
1.2.6. Ко всем зданиям и сооружениям, расположенным на территории, должен быть обеспечен свободный доступ.
Запрещается загромождать проезжую часть дорог и тротуары различными грузами, конструкциями, деталями и другими предметами, мешающими свободному проезду транспортных средств и проходу людей.
Готовая продукция, грузы, полуфабрикаты, тара, оборудование должны складироваться на специально отведенных и оборудованных для этого участках (открытых или закрытых складских площадках).
1.2.7. При складировании грузов вдоль железнодорожного или подкранового пути должны соблюдаться следующие требования: грузы при высоте штабеля до 1,2 м должны находиться от наружной грани головки ближайшего к грузу рельса железнодорожного или подкранового пути на расстоянии не менее 2 м, а при большей высоте - не менее 2,5 м (ГОСТ 12.3.009-76).
1.2.8. Между рельсами узкоколейных путей должно быть исправное ровное покрытие, а по бокам - свободный проход шириной не менее 1 м.
Железнодорожные и узкоколейные пути должны содержаться в соответствии с правилами МПС.
1.2.9. Проезжая часть дорог и тротуары должны содержаться в исправном состоянии. На их поверхности не должно быть выбоин, выступов и мест скопления воды. Поврежденные участки дорог, тротуаров должны немедленно устраняться, а места проведения дорожных работ должны быть ограждены и обозначены дорожными знаками (по ГОСТ 10807-78 и ГОСТ 23457-86), а в темное время суток и при недостаточной видимости - сигнальным освещением.
1.2.10. В темное время суток места движения людей и транспорта, а также места выполнения работ на территории предприятия должны быть обеспечены искусственным освещением в соответствии с требованиями СНиП II-4-79.
1.2.11. Не допускается пересечение проезжей части дорог, железнодорожных и других рельсовых путей с воздушными и газовыми трубами, электрическими кабелями и проводами.
1.2.12. На предприятии должна быть разработана и вывешена в соответствующих местах схема движения внутризаводского транспорта и пешеходов в соответствии с Правилами дорожного движения.
В соответствии со схемой дорожного движения на территории предприятия необходимо установить дорожные знаки (по ГОСТ 10807-78 и ГОСТ 23457-86) и выполнить дорожную разметку (по ГОСТ 13508-74 и ГОСТ 23457-86). В темное время суток дорожные знаки должны быть освещены.
1.2.13. Скорость движения автомобильного транспорта и другого внутризаводского безрельсового транспорта на территории предприятия не должна превышать:
при движении по проезжей части дорог - 10 км/ч;
при движении по набережным, причалам, через железнодорожные переезды, в цехах, складах и других производственных зданиях - 5 км/ч.
Скорость движения железнодорожного транспорта на территории предприятия не должна превышать 12 км/ч, на переездах и в производственных зданиях - 3 км/ч.
1.2.14. Причалы, пирсы, рампы и эстакады, на которых работают машины внутризаводского транспорта, должны быть оборудованы по краям прочными стационарными или съемными колесоотбойными устройствами (бортовыми брусьями), предохраняющими машины от падения. Высота колесоотбойного устройства должна быть не менее 1/3 диаметра максимального размера колеса машин, эксплуатируемых на предприятии, но не менее 20 см.
1.2.15 Отходы производства необходимо собирать на специально оборудованные и обозначенные площадки. Мусор следует собирать в контейнеры или специальные ящики с крышкой, размещенные в отведенных для них местах. По мере накопления отходы и производственный мусор должны удаляться с территории предприятия.
1.2.16. У взрывоопасных зон территории предприятия должны быть установлены знаки безопасности (по ГОСТ 12.4.026-76).
Запрещается курить на территории предприятия, за исключением специально отведенных и соответственно оборудованных для этой цели мест, обозначенных указательным знаком "Место курения".
1.2.17. За состоянием акватории предприятия должен быть установлен постоянный надзор. Не допускается сброс в акваторию нефтепродуктов, загрязненной воды, мусора, отходов производства. Случайные предметы, плавающие по акватории (бревна, доски, ящики, бочки) необходимо немедленно убирать.
1.2.18. На акватории предприятия запрещается кататься на лодках, ловить рыбу, купаться.
1.2.19. На причальных стенках, а также на берегу у мест стоянки любых плавсредств и на переправах должны быть установлены на расстоянии не более 100 м друг от друга щиты с исправными, испытанными и окрашенными в установленный цвет спасательными средствами.
1.2.20. Причалы для плавсредств, перевозящих людей, должны быть оборудованы предупредительными знаками о необходимости снижения хода проходящими судами, ограждениями высотой 1 м для предупреждения падения людей в воду и обеспечения безопасной посадки людей на плавсредства и высадки с них при любом уровне воды. Посадка людей прямо с берега и высадка их на берег, не оборудованный причалом, запрещаются.
Освещенность мест посадки (высадки) людей в темное время суток от общего освещения должна быть не менее 5 лк (РД 31.82.03-87, приложение 3).
1.2.21. Движение людей по льду акватории, перемещение грузов и транспортных средств, производство работ во льдах берегового припая должны выполняться в соответствии с Правилами охраны жизни людей на внутренних водоемах РСФСР и прибрежных участках морей и требованиями РД 31.81.10-75 "Правила техники безопасности на судах морского флота" (с учетом последующих извещений).
1.2.22. При проведении водолазных работ на акватории предприятия должны выполняться требования ГОСТ 12.3.012-77 и РД 31.84.01-79 "Единые правила безопасности труда на водолазных работах", которые определяют основные требования безопасности к организации и проведению водолазных спусков и работ.
1.3. Производственные и служебные здания и сооружения
1.3.1. При проектировании новых и реконструкции действующих промышленных предприятий необходимо руководствоваться РД 31.83.01-80 "Требования безопасности труда, которые должны учитываться при проектировании судоремонтных заводов ММФ". Здания и сооружения промышленных предприятий должны использоваться только по их прямому назначению. Использование отдельных зданий и сооружений или их частей не по прямому назначению может быть допущено в исключительных случаях по согласованию с технической инспекцией труда ЦК профсоюза и местными органами санитарного и пожарного надзоров.
1.3.2. Запрещается использование зданий и сооружений, не завершенных строительством, не сданных в эксплуатацию в установленном порядке, а также зданий и сооружений, состояние которых не гарантирует безопасности эксплуатации.
1.3.3. При объединении в одном здании производств (производственных участков) с различными санитарно-гигиеническими условиями более вредные производства необходимо изолировать от менее вредных. Производства с одинаковыми условиями следует группировать и располагать смежно.
1.3.4. Проезды и проходы в производственных помещениях должны обеспечивать безопасное выполнение транспортных операций и передвижение людей. Они должны иметь ясно обозначенные границы, очерченные белыми линиями шириной не менее 50 мм.
Запрещается загромождать проезды и проходы материалами, деталями, конструкциями и другими предметами.
1.3.5. У наружных входов и въездов в производственные здания должны быть устроены тамбуры с плотно закрывающимися дверьми (воротами) и действующими в холодный период года воздушными тепловыми завесами.
1.3.6. Ворота производственных зданий должны легко открываться и закрываться вручную или иметь исправный механический привод. Полотна ворот при отсутствии механического привода должны быть снабжены устройством для удержания ворот в открытом состоянии при проезде транспорта.
Полотна ворот должны быть надежно закреплены и снабжены исправными запорами, устраняющими возможность произвольного открывания.
1.3.7. Запрещается загромождать выходы из зданий, в том числе запасные. Зимой необходимо не допускать заноса наружных выходов снегом.
1.3.8. Двери, разделяющие помещения с различными санитарно-гигиеническими условиями, а также двери туалетов должны быть снабжены исправным приспособлением для самозакрывания.
1.3.9. Двери чердаков, подвалов и других редко посещаемых помещений должны быть закрыты на замок. Ключи от этих помещений необходимо хранить на постоянно охраняемом месте.
1.3.10. Полы производственных помещений должны быть в исправном состоянии. Каналы и углубления в полах необходимо надежно закрывать заподлицо с полом. На участках движения рельсового транспорта полы должны быть без уклонов.
Полы ацетиленовых и кислородных станций, аккумуляторных и других взрывоопасных помещений должны исключать возможность искрообразования при ударах о них металлических предметов.
В помещениях с холодными или скользкими полами, а также полами, засоряемыми стружкой и обрезками металла, рабочие места необходимо оборудовать деревянными решетчатыми настилами.
1.3.11. Световые фонари, стеклянные перекрытия и окна должны быть полностью остеклены, а крепление стекол должно исключать возможность их выпадения.
Верхние рамы и фонари должны быть полностью остеклены армированным или волнистым стеклом.
1.3.12. Очистка световых проемов от пыли, грязи, снега и льда должна проводиться не реже одного раза в 6 месяцев. Для очистки следует применять специальные приспособления и устройства.
1.3.13. Крыши здания должны содержаться в исправном состоянии и иметь леерное ограждение по всему периметру высотой 1 м со средним леером.
При выполнении ремонтных работ, сбрасывании снега и т.п. на крыше с уклоном более 20° рабочие должны применять предохранительные пояса по ГОСТ 12.4.089-80. Для крепления предохранительных поясов на крышах должны быть оборудованы специальные устройства.
Для прохода рабочих, выполняющих работы на крыше с уклоном более 20°, а также с покрытием, не рассчитанным на нагрузки от веса работающих, необходимо устраивать трапы шириной не менее 0,3 м и с поперечными планками для упора ног. Трапы на время работы должны быть закреплены.