Письмо Госарбитража РСФСР от 30 апреля 1991 г. N С-13/ОПР-174 "О тезисах лекций по вопросам правового регулирования новых хозяйственных образований в экономике"

Направляются тезисы лекции "Новые хозяйственные образования в экономике".
Тезисы рекомендуются к использованию в работе госарбитражей по правовой пропаганде.
Заместитель Главного
государственного арбитра РСФСР
Б.И.Пугинский
Т Е З И С Ы
Принятые за последние годы законодательные акты закрепили общие основы для создания различных хозяйственных образований в условиях многообразия и равноправия форм собственности, развития рыночных отношений.
Основным хозяйствующим субъектом в существующей экономической системе является предприятие. В соответствии со ст.4 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" под предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном Законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятия могут находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных организаций, а также в смешанной собственности.
В РСФСР могут создаваться и действовать предприятия, основанные на собственности Союза ССР, РСФСР, входящих в ее состав республик, автономных областей, автономных округов, местных Советов и органов местного самоуправления, общественных организаций, других союзных республик, иностранных государств, международных организаций, юридических лиц и граждан РСФСР, других союзных республик и иностранных государств.
Предприятие может быть создано: по решению собственника имущества или уполномоченного им органа; по решению трудового коллектива государственного либо муниципального предприятия.
При рассмотрении споров, связанных с учреждением, ликвидацией и реорганизацией государственных предприятий следует иметь в виду, что постановление Совета Министров СССР от 2.09.82 г. N 816 по этому вопросу подлежит применению в части, не противоречащей ст.ст.33,37,38 Закона РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности.
Учредительными документами предприятия являются: устав, решение о создании или договор учредителей. Устав утверждается учредителем. На государственном и муниципальном предприятии, в имущество которого доля государства или местного Совета составляет более 50%, устав утверждается учредителем совместно с трудовым коллективом.
Предприятие приобретает права юридического лица со дня его регистрации.
Допускается обжалование через судебные органы как отказа в регистрации предприятия, так и неполучения разрешения на занятие хозяйственной деятельностью.
В соответствии с п.2 ст.37 Закона ликвидация и реорганизация предприятия производится с согласия трудового коллектива, а в определенных случаях - Совета народных депутатов, антимонопольного комитета. Решение о ликвидации или реорганизации предприятия, не подтвержденного согласием трудового коллектива /а в необходимых случаях - согласием Совета народных депутатов и антимонопольного комитета/,не порождает правовых последствий.
Деятельность предприятия, нарушающего установленный режим природопользования, может быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством РСФСР, до устранения допущенных нарушений. При несогласии с решением соответствующего органа о приостановлении деятельности предприятия последнее вправе обжаловать такое решение на основании п.2 ст.20 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
Предприятие считается реорганизованным или ликвидированным с момента исключения его из Государственного реестра.
Арендное предприятие образуется после заключения договора аренды между уполномоченным государственным органом и организацией арендаторов, формируемой по решению трудового коллектива.
При этом необходимо иметь в виду, что арендодателями по договорам аренды государственных предприятий /объединений/ союзного и республиканского подчинения, структурных единиц выступают соответствующие органы, уполномоченные собственником, согласно постановлению Совета Министров СССР от 20.03.90 г. N 280 и постановления Совета Министров РСФСР от 13.04.90г. N 118. При сдаче в аренду государственных предприятий /объединений/ местного подчинения договоры заключают органы, уполномоченные местными Советами народных депутатов.
Что касается предприятий, входящих в государственные концерны, ассоциации и другие добровольные объединения, арендодателями могут выступать органы управления этих объединений, если они уполномочены Советами Министров СССР и РСФСР. В частности, специальными распоряжениями Совета Министров РСФСР такие полномочия предоставлены концернам "Центринжсельстрой", "Россевзапстрой", "Росюгстрой", "Росстрой" и некоторым другим.
Договор аренды, заключаемый на началах добровольности и полного равноправия сторон, является основным документом, регламентирующим отношения сторон.
В договоре аренды предусматриваются следующие существенные условия:
а) состав и стоимость арендуемого имущества;
б) размер арендной платы;
в) сроки аренды;
г) распределение обязанностей сторон по полному восстановлению и ремонту арендного имущества;
д) обязанность арендодателя представить арендатору имущество в состоянии, обусловленном договором:
е) обязанность арендатора пользоваться имуществом в соответствии с условиями договора, вносить арендную плату и возвратить имущество арендодателю по окончании срока действия договора в состоянии, обусловленном договором /п.2 ст.7 Основ законодательства об аренде/.
Стоимость арендуемого имущества определяется исходя из оценки этого имущества на момент его сдачи в аренду с учетом фактического износа.
Арендная плата включает: 1) амортизационные отчисления от стоимости арендованного имущества. Размер вносимых отчислений определяется в договоре в зависимости от распределения обязанностей сторон по производству арендного имущества; 2) часть прибыли, которая может быть получена от использования арендованного имущества.
Условия и сроки платежей, а также счета для перечисления должны быть указаны в договоре. Допускается изменение арендной платы в согласованные в договоре сроки, но не чаще одного раза в пять лет.
Досрочное изменение платы может быть произведено по требованию одной из сторон в случае изменения централизованно устанавливаемых цен и тарифов, а также в иных предусмотренных законодательством случаях.
Арендное предприятие действует на основании устава, утверждаемого общим собранием и зарегистрированного в исполкоме местного Совета.
Следует обратить внимание, что при отказе органа управления в передаче предприятия в аренду организация арендаторов имеет право обратиться в органы госарбитража с требованием договора. Правомерным может быть признан отказ в случаях, когда имеется запрещение передавать данное предприятие в аренду.
После подписания договора организация арендаторов принимает в установленном порядке имущество и приобретает статус арендного предприятия. В тех случаях, когда арендному предприятию перешло имущество государственного предприятия в целом, согласно п.1 ст.23 Закона о государственном предприятии последнее прекращает свое существование. Имущественные права и обязанности ликвидированного государственного предприятия переходят к созданному на его базе арендному предприятию.
При переходе на аренду предприятие обязано брать на себя выполнение госзаказа и заказов на реализацию продукции в объеме, не превышающем заказы, принятые на год его сдачи в аренду. В остальном в организации своей хозяйственной деятельности предприятие полностью самостоятельно. Контроль за его деятельностью, а также бухгалтерская и статистическая отчетность ведутся в порядке, установленном для кооперативов. Доходы арендного предприятия, получаемые из выручки после возмещения материальных затрат, оплаты труда, уплаты налогов, арендной платы, страховых платежей, платежей за природные и трудовые ресурсы, поступают в его полное распоряжение.
Порядок сдачи в аренду имущества предприятий /или подразделений предприятий/ общественных организаций определяется этими организациями. При этом могут быть использованы принципы аренды государственных предприятий.
Основами законодательства об аренде регулируются также условия внутрихозяйственного арендного подряда. Споры, возникшие в связи с исполнением, расторжением и изменением договора арендного подряда разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством о труде.
Законодательством предусмотрена возможность полного или частичного выкупа арендованного имущества в случаях, когда это не запрещено законом. Условия, порядок и сроки выкупа определяются договором. При выкупе имущества, сданного в аренду на полный амортизационный срок, арендатор выплачивает арендодателю всю причитающуюся ему арендную плату, а в тех случаях, когда аренда прекращена до завершения амортизационного срока, арендодатель возмещает арендодателю также арендные платежи с остаточной стоимости имущества.
Выкупу не подлежит земля и другие природные ресурсы. Другие случаи ограничения или запрещения выкупа арендованного имущества предусматриваются законодательством Союза ССР и союзных республик.
В качестве особых организационно-правовых форм осуществления хозяйственной деятельности создаются различные образования, основанные на добровольном /договорном/ объединении граждан и /или/ юридических лиц для совместной деятельности.
Такими формами являются:
1) полное товарищество;
2) смешанное товарищество;
3) товарищество с ограниченной ответственностью;
4) акционерное общество.
Они отличаются порядком образования, способом формирования имущества, объемом ответственности участников по обязательствам образуемых юридических лиц.
Акционерное общество - организация, имеющая уставной фонд, разделенный на определенное число акций равной номинальной стоимости, и отвечающая по обязательствам только своим имуществом. Уставной фонд общества не может быть менее 500тыс.руб. /в РСФСР 10тыс.руб. для закрытого общества и 100тыс.руб. для открытого общества/.