ГОСТ 28215-89 (СТ МЭК 68-2-29-87) Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Испытание Eb и руководство: Многократные удары стр. 3

В обоих случаях в соответствующей НТД следует указать критерии, по которым можно судить, годен образец или нет.

9.ВОССТАНОВЛЕНИЕ

В соответствующей НТД следует указывать период восстановления.

10.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ

После проведения испытания следует провести внешний осмотр образца, визуально осмотреть, измерить его размеры и проверить его функционирование в соответствии с требованиями соответствующей НТД. В соответствующей НТД следует указывать критерии, на основании которых можно судить, годно изделие или нет.

11.СВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ УКАЗЫВАТЬ В СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ НТД

Если испытание на воздействие многократных ударов включено в соответствующую НТД, то по мере необходимости должны быть указаны следующие сведения:
Номер раздела, пункта
а) допуски на форму импульса, особые случаи (разд.А4)4.1.1
б) изменения скорости, особые случаи (разд.А5)4.1.3
в) поперечное движение, особые случаи4.1.4
г) способ крепления4.3
д) степени жесткости (разд.A3)5.1, 5.2
е) предварительная выдержка6.0
ж) первоначальные измерения7.0
з) направления и количество ударов только в особых случаях (разд.А6)8.1
и) режим работы и контроль функционирования8.2
к) критерии приемки и отбраковки8.2, 18*
л) восстановление9
м) заключительные измерения10

ПРИЛОЖЕНИЕ А Рекомендуемое. РУКОВОДСТВО

А1. Введение
Испытание обеспечивает метод, посредством которого моделируют воздействия на образец, сравниваемые с теми, которые имеют место в условиях транспортирования или эксплуатации и которые могут быть воспроизведены в испытательной лаборатории.
Воспроизведение реальных условий не является главной целью настоящего стандарта. Приведенные параметры стандартизованы, а приемлемые допуски выбраны таким образом, чтобы можно было получить аналогичные результаты при проведении испытаний в лабораториях различным обслуживающим персоналом. Стандартизация величин позволяет группировать изделия по категориям в соответствии с их способностью выдерживать определенные степени жесткости, указанные в настоящем стандарте. Чтобы упростить использование настоящего приложения, соответствующие номера пунктов основной части стандарта представлены в скобках.
А2. Область применения испытания
Испытание воспроизводит воздействия на образец, которые являются результатом транспортирования или установки образца на наземном транспорте. В этом случае возникают многократные удары и тряска, которые обычно имеют высокую амплитуду и могут иметь сложный и случайный характер. Такие удары имеют место в различный период времени в зависимости от расстояния, состояния дороги, вида транспортного средства и т.д. Многократные ударные воздействия возникают при передвижении по железной дороге из-за стыков рельс; эти удары имеют среднюю интенсивность. Сцепка, формирование железнодорожных составов и т.д. также вызывают ударные многократные воздействия большой интенсивности. При ударах одиночного характера более приемлемо испытание Еа. Удар (см. СТ МЭК 68-2-27 (ГОСТ 28213) и приложение В).
Это испытание предназначено для образцов, установленных на транспортных средствах, или транспортируемых как в закрепленном, так и в свободном состоянии. Если образец перевозят в незакрепленном состоянии, то как вариант может рассматриваться испытание Ее. Транспортная тряска (СТ МЭК 68-2-55)*.
________________
* Разработка государственного стандарта не предусмотрена.
Испытание на многократные удары проводится, когда образец жестко прикреплен к крепежному приспособлению или к столу ударного стенда и подвергается воздействиям контролируемого ударного импульса, прикладываемым к образцу в точках крепления. Разработчику, который намерен включить в соответствующую НТД данное испытание, необходимо обратить внимание на разд.11 "Сведения, которые следует указывать в соответствующей НТД", чтобы гарантировать включение в соответствующую НТД всей требуемой информации.
A3. Степени жесткости (разд.2 и 5)
Воздействующая степень жесткости должна по возможности определяться реальными условиями, имеющими место при эксплуатации или транспортировании образца, или требованиями конструкции, когда целью испытания является оценка конструктивной прочности.
Условия транспортирования зачастую являются более жесткими, чем условия эксплуатации; в этом случае выбранная степень жесткости должна определяться условиями транспортирования. Образец всегда должен выдерживать условия транспортирования. В том случае, когда необходимо, чтобы образец функционировал во время испытания, может потребоваться проведение испытаний при обоих условиях - с измерением параметров после испытания "с транспортными нагрузками" и проверками функционирования во время испытания при нагрузках, соответствующих "рабочим условиям".
При назначении степеней жесткости следует предусмотреть определенный запас прочности между жесткостью испытания и реальным ударным воздействием на образец.
В том случае, когда реальные воздействующие нагрузки в процессе эксплуатации или транспортирования не известны, соответствующая степень жесткости должна быть выбрана из табл.2, в которой перечислены степени жесткости, применяемые для групп различных условий транспортирования или эксплуатации образца.
Таблица 2. Примеры степеней жесткости для испытаний на воздействие многократных ударов, типичных для различного применения
Степени жесткостиЭлементыАппаратура
Пиковое ускорение,  (м·с )Длитель- ность, мсЧисло ударов в каждом направ- лении
10 (100)161000Транспортирование в заводской упаковке хрупких изделий по автомобильной дороге, исключая пересеченную местностьОбычное испытание на прочность для аппаратуры, установленной или транспортируемой в закрепленном положении и перевозимой колесным транспортом обычной проходимости
15 (50)64000Проверка минимальной прочности для изделий общего назначения с главными механическими нагрузками, имеющими место при транспортированииАппаратура, устанавливаемая стационарно или на тяжелом подвижном оборудовании, например, поблизости от электростанции
25 (250)61000-Аппаратура, устанавливаемая или транспортируемая в закрепленном положении на вездеходах. Аппаратура, устанавливаемая на механических погрузочно-разгрузочных устройствах, например портовые краны, автопогрузчики
40 (400)61000Транспортирование изделий в упаковке изготовителя, предназначенных для использования в непортативной аппаратуреАппаратура, которая может перевозиться незакрепленной колесным транспортом (по железной или автомобильной дороге) при случайных перевозках, например доставке
40 (400)64000Изделия, предназначенные для аппаратуры, используемой на подвижных средствахПодвижная аппаратура, перевозимая на транспорте любого типа (по железной дороге, автомобильной, по пересеченной местности) в незакрепленном состоянии
100 (1000)24000Лампы и пружинные контакты, например, для клавишных переключателей, телефонов, коммутаторов
Примечания:
1.Рекомендуется степени жесткости 250 м/с  и 400 м/с  использовать для образцов массой меньше 100 кг. Для более тяжелых изделий более подходит степень жесткости 100 м/с .
2.Настоящая таблица не является обязательной, в ней перечислены степени жесткости, типичные для различного применения. Необходимо иметь в виду, что в реальных условиях эксплуатации могут иметь место случаи, когда воздействующие нагрузки отличаются от указанных в таблице.
Следует обратить внимание на тот факт, что испытание на многократные удары является эмпирическим и в основном является испытанием на прочность, проводимым для гарантии качества изделия. Это испытание не предназначено для имитации реальных условий окружающей среды.
А4. Допуски
Метод испытания имеет высокую воспроизводимость, если выполняются требования к допускам в отношении формы импульса, изменения скорости, частоты следования и поперечного движения.
Имеются некоторые исключения в отношении требований к допускам. Они, в основном, применимы к образцам, которые имеют большую реактивную нагрузку т.е. с массой и (или) динамической реакцией, которая может повлиять на характеристики ударной установки таким образом, что требования к допускам выполнить невозможно. В этом случае в соответствующей НТД следует указывать большие значения допусков или указать, что полученные результаты были зарегистрированы в протоколе испытаний (см. пп.4.1.1; 4.1.3; 4.1.4).
При испытании образцов с большой реактивной нагрузкой может оказаться необходимым проведение предварительной выдержки на многократные удары для проверки характеристик нагруженной ударной установки. Для сложных образцов, когда имеется один или ограниченное количество образцов для испытания, применение предварительной выдержки до испытания, особенно если испытание проводят с небольшим числом ударов, может привести к ужесточению испытаний или к нехарактерному кумулятивному разрушению. В этом случае для предварительной выдержки рекомендуется использовать забракованный образец или пространственную модель, имеющую одинаковую массу и расположение центра тяжести. Мало вероятно, чтобы пространственная модель имела бы одинаковую динамическую реакцию как и реальный образец.
Если используется фильтр нижних частот, то его частота среза должна быть выбрана таким образом, чтобы фильтр не вносил заметных искажений в форму ударного импульса. Потенциальные повреждения, обусловленные высокочастотными составляющими, следует определять другими средствами, например испытанием на воздействие вибрации.
Требования, представленные на рис.2, относятся к частотной характеристике измерительной системы при отключенном фильтре. Характеристики фильтра должны быть такими, чтобы частота среза фильтра ( ), кГц на уровне, соответствующем 3 дБ, была не менее значения, вычисленною по формуле
,
где   - длительность импульса, мс.
Частотная характеристика полной измерительной системы, включая акселерометр, является важным фактором в получении требуемой формы импульса и степени жесткости и поэтому она должна находиться в пределах допусков, указанных на рис.2. Когда необходимо использовать фильтр нижних частот для уменьшения влияния высокочастотных резонансов, присущих акселерометру, необходимо учесть амплитудные и фазовые характеристики измерительной системы для того, чтобы избежать искажения воспроизводимой формы импульса (см. п.4.2).
А5. Изменение скорости (п.4.1.3)
Целью настоящего испытания является определение действительного изменения скорости. Это можно сделать несколькими методами:
измерением скорости соударений для импульсов, не имеющих отскоков;
интегрированием кривой ускорение/время.
В случае, когда рекомендуется метод интегрирования, если не оговорено особо, действительное изменение скорости определяется путем интегрирования в пределах от 0,4  перед началом импульса до 0,1  после окончания воздействия импульса, где   - длительность номинального импульса. Следует отметить, что определение изменения скорости посредством техники электронного интегрирования может быть затруднительным и может потребовать применения сложного оборудования. Прежде чем использовать этот метод необходимо учесть стоимость оборудования.
Одной из причин определения изменения скорости и соответствующего допуска является необходимость стимулирования испытательных лабораторий генерировать импульс, эквивалентный номинальному импульсу, т.е. основному импульсу в пределах допусков, указанных на рис.1 настоящего стандарта, и таким образом поддерживать воспроизводимость испытания.
Другая причина определения изменения скорости связана с тем, что на частотах до   (  - резонансная частота спектра удара,   - длительность импульса) остаточный спектр приблизительно пропорционален изменению скорости импульса. Дальнейшая информация более подробно представлена в приложении В СТ МЭК 68-2-27 (ГОСТ 28213).
А6. Выдержка (п.8.1)
Оси и направления, выбранные для испытания, должны соответствовать осям и направлениям воздействия ударов, которые изделие испытывает во время транспортирования или эксплуатации.
В зависимости от количества однотипных образцов и средств крепления образцы могут быть ориентированы таким образом, чтобы требования соответствующей НТД были выполнены при минимальном числе ударов. Например, если имеется 6 образцов, они могут быть закреплены в шести различных направлениях так, чтобы требования соответствующей НТД были выполнены путем воздействия удара только в одном направлении. Если имеется от 3 до 5 образцов, то удары необходимо приложить в двух направлениях. Аналогично для двух образцов потребуется три направления и для единичного образца шесть направлений воздействия удара (п.8.1.1).
Образцы типа "аппаратура", которые в условиях эксплуатации или транспортирования находятся в своем обычном положении (т.е. на своем основании), следует подвергать действию многократных ударов в этом положении. Образцы, которые во время транспортирования могут располагаться в нескольких плоскостях, следует испытывать по каждой из осей и в направлениях, указанных в соответствующей НТД.
Учитывая эмпирический характер испытания, трех взаимно перпендикулярных направлений обычно вполне достаточно (см. п.8.1.2).
Отсутствие любого относительного движения в образце при воздействии многократных ударов является важнейшим требованием для гарантии воспроизводимости результатов испытания. В противном случае, возможно повторное возбуждение резонансов образца в разных фазах резонанса, что может привести к различным результатам испытаний даже при идентичных образцах.