Срок введения в действие 1 января 1989 г.
Взамен СНиП 2.05.02-85 в части дорог III и IV категорий,
СНиП 2.05.II-83 в части дорог I-с и II-с категорий,
в развитие СНиП 3.06.03-85, СНиП 3.01.01-85,
СНиП 2.05.03-84 для Нечерноземной зоны РСФСР
СНиП 2.05.II-83 в части дорог I-с и II-с категорий,
в развитие СНиП 3.06.03-85, СНиП 3.01.01-85,
СНиП 2.05.03-84 для Нечерноземной зоны РСФСР
Настоящие нормы распространяются на проектирование и строительство новых и реконструкцию существующих автомобильных дорог Нечерноземной зоны РСФСР общего пользования, внутрихозяйственных дорог колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и подъездных дорог к агропромышленным предприятиям.
Настоящие нормы не распространяются на проектирование автомобильных дорог общего пользования I-II категорий, временных автомобильных дорог, автозимников, дорог лесозаготовительных предприятий и внутренних дорог промышленных предприятий, в том числе предприятий технического обслуживания, ремонта и хранения сельскохозяйственной техники, складов общего назначения, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и т.п.
1. Общие положения
1.1. При проектировании вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог необходимо исходить из того, что они должны стать составной частью единой транспортной сети страны. В связи с этим следует определять их параметры с учетом дальней перспективы экономического и социального развития региона, исходя из условий повышения качества земляного полотна, прочности и долговечности дорожных одежд, обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта, а также предусматривать строительство объектов сервиса для пассажиров и водителей, пунктов технического обслуживания автомобилей, зданий и сооружений дорожно-эксплуатационной службы.
Проектированию автомобильных дорог должна предшествовать разработка единой схемы развития сети автомобильных дорог общего пользования, внутрихозяйственных дорог колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций в увязке с планировкой населенных пунктов. Данная схема составляется на уровне хозяйства, района, области, АССР, региона и утверждается в установленном порядке.
1.2. Автомобильные дороги на всем протяжении или на отдельных участках в зависимости от их народно-хозяйственного, административного и социального значения, расчетной интенсивности движения или объема грузовых перевозок подразделяются на категории согласно табл. 1.1. Для определения категории дороги достаточно иметь данные по одному из признаков, указанных в графах 3, 4 или 5 табл. 1.1.
Таблица 1.1
N пп | Категории дорог | Народнохозяйственное, административное и социальное значение автомобильных дорог или их участков | Расчетная интенсивность движения, авт/сут | Расчетный объем грузовых перевозок в месяц "пик", тыс. т. | Расчетная скорость, км/ч, основная на трудных участках | Тип дорожной одежды | Рекомендуемая протяженность*, км |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Автомобильные дороги общего пользования | |||||||
1 | III | Соединяющие: столицы автономных республик или областные центры с районными центрами; | св. 1500 до 4000 | - | 100──── 80 | Капитальный | - |
районные центры между собой при суммарной перспективной численности населения свыше 40 тыс. чел; | " | - | " | " | - | ||
районные центры с пятью и более центральными усадьбами** | " | - | " | " | - | ||
2 | IV-а | Соединяющие: | |||||
районные центры между собой при суммарной перспективной численности населения свыше 25 до 40 тыс. чел; | св. 700 до 1500 | - | 80──── 60 | Капитальный | - | ||
районные центры с двумя - пятью центральными усадьбами | " | - | " | Капитальный облегченный | более 10 | ||
3 | IV-б | Соединяющие: | |||||
районные центры между собой при перспективной суммарной численности населения до 25 тыс. чел; | св. 250 до 700 | - | 60──── 50 | Капитальный, облегченный | - | ||
районные центры с отдельными центральными усадьбами; | " | - | " | " | до 10 | ||
центральные усадьбы с дорогами общего пользования; | " | - | " | " | до 10 | ||
центральные усадьбы между собой и создающие замкнутую сеть дорог общего пользования | " | - | " | " | - | ||
4 | IV-в | Тупиковые автомобильные дороги, соединяющие отдельные населенные пункты c дорогами общего пользования*** | до 250 | - | 50─── 40 | Облегченный | до 5 |
Внутрихозяйственные автомобильные дороги | |||||||
5 | I-c-a | Соединяющие центральные усадьбы с четырьмя и более отделениями | - | св. 15 | 80─── 60 | Капитальный, облегченный | - |
6 | I-с-б | Соединяющие центральные усадьбы с двумя-тремя отделениями | - | св. 10 | 60─── 50 | Капитальный, облегченный | до 10 |
7 | I-c-в | Соединяющие: | |||||
центральные усадьбы с одиночными отделениями, фермами; | - | св. 6 до 10 | 60─── 40 | Капитальный, облегченный | до 5 | ||
отделения с несколькими населенными пунктами данных хозяйств, крупными фермами и другими объектами сельскохозяйственного производства | - | - | " | " | |||
8 | II-с-а | Соединяющие: | |||||
отделения с одиночными населенными пунктами данных хозяйств, бригадами, фермами и мастерскими; | - | до 6 | 40─── 30 | Облегченный | до 5 | ||
основную внутрихозяйственную сеть дорог с массивами полей | - | - | " | " | " | ||
9 | II-с-б | Тупиковые автомобильные дороги, соединяющие хутора, выселки и поля с внутрихозяйственными дорогами | - | до 1 | 30 | Облегченный, переходный | до 2 |
──────────────────────────────
* Протяженность автомобильных дорог имеет рекомендательный характер.
** В тексте настоящих норм для упрощения термин "центральные усадьбы" принят вместо термина "центральные усадьбы колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций", термин "внутрихозяйственные автомобильные дороги" - вместо термина "внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях".
*** Тупиковые дороги, соединяющие хутора и выселки с дорогами общего пользования, могут проектироваться по нормам дорог II-с-б категории, а при расчетной интенсивности движения до 10 авт/сут - с переходным типом дорожной одежды.
Примечания:
1. При применении одинаковых требований для дорог I-а, IV-б и IV-в категорий, I-с-а, I-с-б и I-c-в категорий, II-с-а и II-с-б категорий в тексте Региональных норм они отнесены к дорогам IV, I-с и II-с категорий, соответственно.
2. Расчетные скорости для трудных участков дорог допускается применять при проложении трассы дороги по застроенным территориям, лесным массивам и ценным сельскохозяйственным землям: садам и огородам, пашне, мелиорированным землям, а также землям с высоким естественным плодородием почв.
В целях наведения порядка в застройке придорожных полос вдоль автомобильных дорог общего пользования, улучшения условий и безопасности движения, а также обеспечения возможности расширения дорог не рекомендуется располагать здания и сооружения, не являющиеся объектами дорожной и автотранспортной служб, и коммуникации, в полосе шириной 50 м в каждую сторону, считая от границ полосы отвода.
1.3. При проектировании автомобильных дорог следует учитывать обеспечение социальных потребностей жителей сельских населенных пунктов.
Внутрихозяйственные дороги, по которым организуется автобусное движение, необходимо проектировать с учетом комплексного обеспечения безопасности движения.
Внутриплощадочные дороги следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.05.11-83. Включение в проекты внутрихозяйственных дорог I-c и II-с категорий внутриплощадочных дорог не допускается.
При разработке проектов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог следует предусматривать в случае необходимости реконструкцию и благоустройство в сельских населенных пунктах улиц, являющихся продолжением этих дорог, при долевом участии заинтересованных организаций.
При интенсивности движения тракторов, тракторных поездов, сельскохозяйственных и других машин на гусеничном ходу более 10 единиц в среднемесячные сутки наиболее напряженного в году месяца необходимо предусматривать строительство тракторных дорог, проектировать которые следует в соответствии с требованиями СНиП 2.05.11-83.
1.4. Расчетные интенсивность движения и объем грузовых перевозок следует принимать суммарно в обоих направлениях на основе данных экономических изысканий. При этом для дорог общего пользования за расчетную надлежит принимать среднегодовую суточную интенсивность движения за последний год перспективного периода, а для внутрихозяйственных дорог - объем грузовых перевозок или интенсивность движения в среднемесячные сутки наиболее напряженного в году месяца (месяца "пик") перспективного периода.
В случаях, когда среднемесячная суточная интенсивность движения наиболее напряженного в году месяца более чем в 2 раза превышает установленную на основе экономических изысканий или расчетов среднегодовую суточную, последнюю для назначения категории дороги общего пользования (см. п. 1.2) следует увеличивать в 1,5 раза.
1.5. Очередность и сроки строительства или реконструкции дорог следует устанавливать в увязке с генеральными схемами их развития, исходя из возможности, целесообразности и экономической эффективности их сооружения в целях обеспечения первоочередных транспортных связей, необходимых для подъема экономики района, улучшения социальных условий жизни и нормальной деятельности сельскохозяйственных и промышленных предприятий и организаций.
Строительство автомобильных дорог при соответствующем технико-экономическом обосновании можно производить стадийно. При этом план, продольный и поперечный профили дороги и искусственных сооружений должны приниматься в соответствии с ее категорией, а конструкцию дорожной одежды, сложные пересечения, примыкания и обустройство дороги (велосипедные дорожки, освещение, средства связи, часть зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб) можно принимать в облегченном виде с таким расчетом, чтобы на следующей стадии построить их без лишних затрат.
Необходимость стадийного строительства устанавливается в предпроектной документации, в которой определяется полная расчетная стоимость строительства с учетом всех стадий.
При стадийном строительстве дорог, когда вторая стадия начинается более чем через два года, проектно-сметная документация разрабатывается раздельно для каждой стадии.
1.6. Перспективный период при назначении категорий дорог следует принимать не менее 20 лет.
Перспективный период при проектировании дорожных одежд следует принимать с учетом межремонтных сроков их службы.
За начальный год расчетного перспективного периода следует принимать год завершения разработки проекта дороги (или самостоятельного участка дороги).
1.7. Автомобильные дороги общего пользования и внутрихозяйственные дороги предназначены для пропуска автотранспортных средств с габаритными размерами: по длине одиночных автомобилей - до 12 м и автопоездов - до 20 м, по ширине - до 2,5 м, по высоте - до 4 м, а также для пропуска колесной сельскохозяйственной техники при соблюдении условий безопасности дорожного движения.
Кроме того, автомобильные дороги предназначены для пропуска автотранспортных средств с осевыми нагрузками, приведенными в табл. 1.2.
Таблица 1.2
Расстояние между спаренными осями двухосных тележек, м | Осевая масса, кН (тс), не более |
Св. 2,00 | 100 (10) |
Св. 1,65 до 2,00 | 90 (9) |
Св. 1,30 до 1,65 | 80 (8) |
Св. 1,00 до 1,30 | 70 (7) |
До 1,00 | 60 (6) |
1.8. При проектировании автомобильных дорог и их отдельных участков рекомендуется: производить трассирование с учетом размещения полей севооборотов, садовых участков, пастбищ, сенокосов и других сельскохозяйственных угодий, усадьб бригад и отделений, полевых станов на основе генеральных схем развития дорог, а при их отсутствии - на основе комплексных перспективных планов социально-экономического развития административных районов, сельскохозяйственных предприятий и организаций, схем и проектов землеустройства и районной планировки административных районов;
с наибольшим экономическим эффектом обеспечивать производственные, пассажирские и культурно-бытовые перевозки, удобную связь с сельскими населенными пунктами, с существующими и планируемыми автомобильными дорогами общего пользования и путями для других видов транспорта;
максимально использовать благоприятные рельефные, инженерно-геологические и гидрогеологические условия, избегая по возможности участков с бессточными понижениями, высоким уровнем грунтовых вод;
обеспечивать требования рационального использования земель и охраны окружающей природной среды, предусматривая мероприятия, в минимальной степени нарушающие сложившиеся экологические, гидрогеологические и другие естественные условия. При этом следует учитывать бережное отношение к ценным сельскохозяйственным угодьям, зонам отдыха и местам расположения лечебно-профилактических учреждений и санаториев. Места расположения мостов и их конструктивные решения не должны приводить к резкому изменению режимов рек, а сооружение земляного полотна - к резкому изменению режима грунтовых и стока поверхностных вод;
учитывать возможность рациональной организации сельскохозяйственного производства, положение лесных полезащитных, водорегулирующих, приовражных и других насаждений, водоемов, направление мелиоративных каналов, линий электропередач и связи, сложившуюся сеть внутрихозяйственных дорог, смежных сельскохозяйственных предприятий и организаций.
1.9. Автомобильные дороги III, а при соответствующем технико-экономическом обосновании и IV категорий, следует, как правило, проектировать в обход населенных пунктов с устройством подъездов к ним. В целях обеспечения в дальнейшем возможной реконструкции дорог расстояние от бровки земляного полотна до линии застройки населенных пунктов следует принимать в соответствии с их генеральными планами.
При проектировании элементов плана, продольного и поперечного профилей, обустройства, пересечений и примыканий участков дорог, расположенных в пределах селитебных территорий населенных пунктов, в том числе в зоне их перспективной застройки, должны соблюдаться требования СНиП 2.07.01-89. План дороги должен соответствовать планировочным решениям генерального плана развития населенного пункта, а при его отсутствии - существующей планировке улиц и дорог.
Переход от поперечного профиля, соответствующего настоящим нормам, к поперечному профилю, принятому для улицы населенного пункта, должен быть осуществлен на расстоянии 50 - 100 м до перспективной границы населенного пункта в зависимости от категории дороги и типа улицы.
При назначении типа дорожной одежды в населенных пунктах должны соблюдаться требования настоящих норм. При этом тип дорожной одежды не должен быть менее капитальным, чем на подходах к населенному пункту.
1.10. При строительстве дорог в условиях, когда период стабилизации земляного полотна существенно превышает установленный срок строительства, а также при обеспечении нормальной работы менее капитальных покрытий до их планового капитального ремонта допускается предусматривать стадийное устройство дорожной одежды.
1.11. Принимаемые в проектах основные технические решения по проложению дорог на местности, элементам плана, продольного и поперечного профилей и их основным сочетаниям, типам пересечений и примыканий дорог, конструкциям дорог, дорожных одежд и земляного полотна должны создавать предпосылки для роста производительности труда, экономии строительных материалов и топливно-энергетических ресурсов при обеспечении нормальных (нормируемых) транспортно-эксплуатационных показателей дороги.
1.12. При разработке проектов дорог общего пользования должны быть учтены затраты на компенсацию стоимости постоянно и временно занимаемых земель.
Отвод земельных участков для размещения автомобильных дорог, зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб, водоотводных, защитных и других сооружений осуществляется в соответствии с п. 6 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 272 от 19.02.88 г.