Приказ от 26.02.1989 N 90 "О введении в действие Правил приема в военно-учебные заведения Министерства обороны СССР" стр. 8

Приказом Министра обороны СССР
1989 г. N 90
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА
КАНДИДАТОВ В ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР
1. Профессиональный отбор кандидатов в военно-учебные заведения осуществляется в целях качественного комплектования вузов путем всесторонней оценки личности каждого кандидата по следующим разделам:
- общественно-политическая активность и моральные качества;
- военно-профессиональная направленность и индивидуальные психологические качества;
- состояние здоровья <*>;
------------------------------------
<*> Медицинское освидетельствование кандидатов проводится в соответствии с Положением о медицинском освидетельствовании в Вооруженных Силах СССР (Приказ Министра обороны СССР 1987 г. N 260).
- физическая подготовленность <*>;
------------------------------------
<*> Проверка физической подготовленности кандидатов проводится в соответствии с требованиями Приказа Министра обороны СССР 1987 г. N 270 и нормативами комплекса ГТО.
- общеобразовательная (военно-профессиональная) подготовка.

Определение общественно-политической активности и моральных качеств кандидатов

2. При определении общественно-политической активности и моральных качеств кандидатов учитываются:
- понимание политики КПСС и Советского правительства, конституционной обязанности по защите социалистического Отечества;
- готовность к выполнению любых задач во имя коммунистических идеалов, проявлению советского патриотизма и пролетарского интернационализма;
- понимание необходимости высокой политической бдительности, непримиримость к враждебной идеологии и морали;
- выполнение партийных (комсомольских) обязанностей и поручений;
- проявление чувства долга, принципиальность, исполнительность, трудолюбие и честность;
- активное участие в общественной жизни коллектива;
- достигнутые результаты в служебной (трудовой) деятельности, учебе и начальной военной подготовке.
Для военнослужащих срочной службы и гражданской молодежи, кроме того, учитываются обоснованность желания стать офицером и наличие личностных качеств для этого.
3. Анализ и оценка уровня общественно-политической активности и моральных качеств кандидатов проводятся: военнослужащих - командирами и политработниками воинских частей и подразделений с учетом мнения партийных и комсомольских организаций (кроме того, военнослужащих срочной службы - с учетом общих мнений собраний личного состава подразделений); гражданской молодежи - мастерами и бригадирами, администрацией учебных заведений при участии военных руководителей с учетом мнений партийных и комсомольских организаций. В оценке общественно-политической активности и моральных качеств принимают участие также представители военно-учебных заведений, а гражданской молодежи - военных комиссариатов.
В военно-учебных заведениях изучение и оценка общественно-политической активности и моральных качеств кандидатов возлагаются на приемные комиссии.
Эти качества оцениваются:
- "характеризуется отлично", если кандидат обладает высокими политическими и моральными качествами, активно участвует в работе партийных, комсомольских и других общественных организаций, имеет высокие показатели в работе, отличные и хорошие оценки в боевой и политической подготовке и учебе, высокую дисциплинированность и примерное поведение;
- "характеризуется хорошо", если кандидат характеризуется только с положительной стороны, но недостаточно активно проявил себя в общественной жизни коллектива, имеет положительные показатели в работе, боевой и политической подготовке, хорошие показатели в учебе, проявляет высокую дисциплинированность и примерное поведение;
- "характеризуется удовлетворительно", если кандидат характеризуется с положительной стороны, но недостаточно активно проявил себя в общественной жизни коллектива, имеет положительные показатели в работе, боевой и политической подготовке, удовлетворительные показатели в учебе и поведении.

Оценка военно-профессиональной направленности и индивидуальных психологических качеств кандидатов из числа военнослужащих срочной службы и гражданской молодежи

4. Оценка военно-профессиональной направленности и индивидуальных психологических качеств проводится в целях выявления у кандидатов конкретных личностных качеств и индивидуальных особенностей, необходимых для успешного обучения в вузе, овладения избранной военной специальностью и эффективного применения полученных знаний в военно-профессиональной деятельности.
5. Изучение военно-профессиональной направленности и индивидуальных психологических качеств осуществляется специалистами профессионального психологического отбора в воинских частях, военных комиссариатах и в процессе работы приемных (республиканских приемных) комиссий <*>. При этом психологическое обследование кандидатов проводится с помощью наборов психодиагностических бланковых и аппаратурных тестов с учетом требований к конкретной офицерской профессии, определяемых методиками проведения профессионального психологического отбора, разрабатываемыми видами Вооруженных Сил СССР, родами войск, главными и центральными управлениями Министерства обороны СССР.
------------------------------------
<*> Приказ Министра обороны СССР 1986 г. N 162.
6. Общая оценка военно-профессиональной направленности и индивидуальных психологических качеств проводится в соответствии с требованиями ст. 9 Руководства по профессиональному отбору молодежи и военнослужащих и их рациональному распределению по специальностям при прохождении действительной службы в Вооруженных Силах СССР, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР 1986 г. N 162.
7. Результаты психологического обследования сообщаются только приемной (республиканской приемной) комиссии.
Кандидатам, не зачисленным по результатам психологического отбора, в документах, выдаваемых на руки или высылаемых по месту службы кандидатов или в военкоматы по месту жительства, записывается формулировка отказа в зачислении: "Не сдал квалификационный экзамен".

Порядок оценки общеобразовательной (военно-профессиональной) подготовки

8. Оценка общеобразовательной (военно-профессиональной) подготовки кандидатов осуществляется путем проведения экзаменов. До их начала для кандидатов проводятся консультации, разъясняются порядок проведения экзаменов и предъявляемые требования.
9. Экзаменационные группы формируются по 25 - 30 человек. Расписание экзаменов объявляется кандидатам не позднее чем за 3 дня до их начала, фамилии экзаменаторов в нем не указываются. Интервал между экзаменами должен быть, как правило, 3 дня.
На экзаменационную группу к каждому экзамену составляется экзаменационная ведомость (Приложение N 1 к настоящей Инструкции).
10. Экзамены от кандидатов принимаются предметными экзаменационными подкомиссиями по экзаменационным билетам и заданиям.
Экзаменационные билеты и задания направляются к местам работы приемных (республиканских приемных) комиссий в двойных опечатанных конвертах. Внутренний конверт адресуется председателю приемной (республиканской приемной) комиссии и вскрывается лично им или его заместителем.
Экзаменационные билеты и задания хранятся как документы строгой отчетности в опечатанных конвертах и сейфах у председателей (заместителей председателей) приемных (республиканских приемных) комиссий.
Председатель (заместитель председателя) приемной (республиканской приемной) комиссии за 20 минут до начала экзамена выдает председателям предметных экзаменационных подкомиссий экзаменационные билеты и задания и назначает экзаменаторов в группы.
11. Устные экзамены от каждого кандидата принимаются не менее чем двумя преподавателями в следующем порядке: кандидат, прибыв на экзамен, сдает экзаменационный лист (Приложение N 2 к настоящей Инструкции), выбирает экзаменационный билет, получает лист устного ответа (Приложение N 3 к настоящей Инструкции) и приступает к подготовке. Все записи при подготовке к ответу производятся только на листе устного ответа.
Опрос производится по всем вопросам экзаменационного билета даже в том случае, если экзаменуемый при ответе на первые вопросы показал недостаточную подготовленность. Кроме вопросов билета в необходимых случаях экзаменатор задает уточняющие вопросы. Свои замечания по ответу и дополнительные вопросы экзаменаторы записывают в лист устного ответа. На подготовку к ответу отводится не более 1,5 ч, опрос должен продолжаться, как правило, не более 15 мин.