Ведомственные строительные нормы ВСН 156-88"Инженерно-геологические изыскания железнодорожных, автодорожных и городских мостовых переходов"(утв. распоряжением Министерства транспортного строительства СССР от 1 июля 1988 г. N МО-463) стр. 2

составление прогноза изменения инженерно-геологических условий при строительстве и эксплуатация мостового перехода.
2.4. Техническое задание на инженерно-геологические изыскания для технико-экономического обоснования строительства мостового перехода в дополнение к указаниям СНиП 1.02.07-87 должно содержать:
границы участков намеченных вариантов мостового перехода;
карту-схему расположения вариантов подходов к мосту и сопряженных с ними мостовых переходов.
2.5. К моменту получения технического задания должны быть собраны, проанализированы и обобщены имеющиеся по району литературные и фондовые материалы изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации различных технических сооружений, расположенных в долине реки.
Следует изучить региональные картографические материалы, аэрофотоснимки и литературу по геоморфологии, геологии, гидрогеологии и инженерной геологии района. Особое внимание должно быть уделено анализу современных геологических процессов, а также распространение слабых грунтов и грунтов со специфическими свойствами.
2.6. Программа работ в дополнение к указаниям СНиП 1.02.07-67 должна содержать:
перечень документов и материалов, положенных в основу составления программы;
характеристику инженерно-геологических условий района и участков предстоящих работ (особенности рельефа, геологического строения, гидрогеологических и мерзлотных условий, русловых и склоновых процессов, неблагоприятных геологических процессов и явлений) и изученность каждого из элементов этих условий;
требования к материальному и техническому оснащению полевых подразделений.
2.7. Все полевые работы следует проводить в соответствии с заданиями, выдаваемыми полевым подразделением согласно утвержденной программе.
Контроль за работой полевых подразделений должен осуществляться в соответствии с указаниями СНиП 1.02.07-87 и действующими стандартами предприятий.
2.8. В состав инженерно-геологических работ следует включать:
инженерно-геологическую рекогносцировку;
инженерно-геологическую съемку;
геофизические исследования;
бурение скважин и горнопроходческие работы с отбором проб грунтов и воды;
полевые исследования грунтов (при необходимости);
лабораторные работы по определению свойств грунтов;
химические анализы воды.
Допускается замена одних видов инженерно-геологических работ другими или исключение отдельных видов изысканий, если эти изменения направлены на сокращение сроков и удешевление изысканий и не приводят к снижению качества материалов.
2.9. Инженерно-геологическая рекогносцировка должна предшествовать другим видам работ.
Рекогносцировку следует проводить вдоль осей намеченных вариантов мостового перехода и вдоль водотока выше и ниже по течению на 300-500 м от оси, а при наличии неблагоприятных геологических процессов и явлений охватывать территорию возможного влияния их на сооружение мостового перехода.
Результаты рекогносцировки должны быть использованы при разработке или уточнении программы дальнейших изысканий.
2.10. Инженерно-геологическую съемку надлежит проводить по всем вариантам мостового перехода с проходкой при необходимости скважин и горных выработок. Категории сложности условий для проведения инженерно-геологических съемок следует принимать по "Сборнику цен на изыскательские работы для капитального строительства", ч. IV. М., Стройиздат, 1982.
Маршруты для съемок в необходимые выработки следует назначать по данным инженерно-геологической рекогносцировки и дешифрирования аэрофотоснимков (при их наличии).
Ширина полосы съемки на каждом варианте должна быть, как правило, не менее предполагаемой длины моста, а для больших мостов - не менее 300 м вниз и 400 м вверх от оси перехода. При выявлении на участке перехода неблагоприятных русловых, береговых или склоновых процессов и явлений площадь съемки следует расширять для более полного изучения их характера, размеров, интенсивности и активности, установления их причин и возможного влияния на сооружения мостового перехода.
Если пересекаемая долина селеносна или селевые явления развиты на ее склонах в границах возможного их воздействия на мостовой переход, то съемками должна быть охвачена область формирования селей, зона транзита и конусы выноса.
2.11. Масштаб съемки надлежит принимать равным, как правило, 1:10000-1:5000. При необходимости расширения полосы съемки масштаб ее следует уменьшить.
2.12. По данным инженерно-геологической съемки следует составлять инженерно-геологические карты района и участков мостового перехода. Инженерно-геологические карты в сочетании с результатами других видов работ должны служить основой для сравнительной характеристики вариантов мостового перехода, выделения вариантов, неблагоприятных в инженерно-геологическом отношении, и для локализации участков, требующих более детального освещения.
Если по данным рекогносцировки и другим собранным материалам установлено, что район исследования характеризуется простыми инженерно-геологическими условиями, то съемку допускается не производить.
2.13. Геофизические исследования следует применять во всех случаях, когда они являются эффективными. Они должны опережать буровые и горнопроходческие работы. Для оценки эффективности геофизических методов необходимо предусматривать некоторый объем опорного бурения.
2.14. Методы геофизических исследований и объемы работ, необходимые для решения конкретных инженерно-геологических задач, следует выбирать с учетом рекомендаций, приведенных в рекомендуемом приложении 1.
2.15. Геофизические исследования следует вести по профилям, параллельным оси варианта мостового перехода, и по поперечникам с равномерным размещением на них точек наблюдений в отсутствии геофизических аномалий и со сгущением точек на аномальных участках. Крайние профили необходимо удалять от оси перехода не менее чем на 300 м.
Геофизические исследования в русле реки следует по возможности выполнять со льда.
Обработку данных геофизических наблюдений рекомендуется производить с применением ЭВМ.
2.16. Основным видом инженерно-геологических работ является бурение скважин.
На каждом из конкурирующих вариантов мостового перехода каждый геоморфологический элемент должен быть освещен не менее чем одной выработкой. По оси перехода, в том числе и в русле, скважины следует задавать не реже чем через 200-300 м.
Буровые работы должны сопровождаться отбором проб грунтов и воды с учетом требований СНиП 2.02.01-83 и ГОСТ 20522-75.
2.17. Глубину скважин по каждому из конкурирующих вариантов следует назначать с таким расчетом, чтобы получить инженерно-геологическую характеристику всех слоев, которые могут быть использованы в качестве несущих, а также слоев активной зоны.
2.18. В сложных инженерно-геологических условиях или при резком изменении геологического разреза число осевых скважин следует увеличивать и задавать дополнительные выработки на поперечниках. Необходимо пройти всю толщу слабых, просадочных, карстующихся, подверженных оползневым смещениям и других грунтов со специфическими свойствами. При значительной их мощности глубина скважин должна быть не менее 50 м. Количество скважин следует увеличивать при необходимости оконтуривания погребенных долин, закарстованных участков и тектонических зон.
2.19. Способы бурения и диаметры скважин в зависимости от характера геологического разреза и глубины скважин рекомендуется принимать в соответствии с рекомендуемым приложением 2.
Все скважины в пределах моста необходимо бурить с полным отбором керна.
Глубина скважин принимается от дна реки.
2.20. При бурении скважин и проходке горных выработок следует отбирать образцы грунтов ненарушенного (монолиты) и нарушенного сложения, руководствуясь требованиями ГОСТ 12071-84.
2.21. Наименования грунтов следует принимать в соответствии с ГОСТ 25100-82.