* На территории Российской Федерации действует СП 16.13330.2011 "СНиП II-23-81* Стальные конструкции".
Максимальные катеты угловых швов не должны превышать 1,2 толщины более тонкой детали в соединении.
Нахлесточное соединение, сваренное сплошным швом с одной стороны, допустимо только для соединений элементов днища или крыши, при этом значение нахлеста должно быть не менее 60 мм для соединений полотнищ днища или полотнищ крыши и не менее 30 мм для соединений листов днища или листов крыши при полистовой сборке, но не менее пяти толщин наиболее тонкого листа в соединении.
6.1.2.3 Вертикальные соединения стенки
Вертикальные соединения листов стенки следует выполнять двусторонними стыковыми швами с полным проплавлением. Рекомендуемые виды вертикальных сварных соединений представлены на рисунке 2.
Вертикальные соединения листов на смежных поясах стенки должны быть смещены относительно друг друга на следующее значение:
- для стенок, сооружаемых методом рулонирования - не менее 10t (где t - толщина листа нижележащего пояса стенки);
- для стенок полистовой сборки - не менее 500 мм.
Вертикальные заводские и монтажные швы стенок резервуаров объемом менее 1000 м , сооружаемых методом рулонирования, допускается располагать на одной линии.
6.1.2.4 Горизонтальные соединения стенки
Горизонтальные соединения листов стенки следует выполнять двусторонними стыковыми швами с полным проплавлением. Рекомендуемые виды горизонтальных сварных соединений представлены на рисунке 3.
Для резервуаров полистовой сборки пояса стенки следует совмещать в одну вертикальную линию по внутренней поверхности или по оси поясов.
Для стенок резервуаров, изготовляемых методом рулонирования, допускается совмещение общей вертикальной линии с внутренней или внешней поверхностью поясов.
6.1.2.5 Нахлесточные соединения днища
Нахлесточные соединения днища применяют для соединения между собой рулонируемых полотнищ днищ, листов центральной части днищ при их монтаже полистовой сборкой, а также для соединения центральной части днищ (рулонируемой или полистовой) с кольцевыми окрайками.
Нахлесточные соединения днищ сваривают сплошным односторонним угловым швом только с верхней стороны. В зоне пересечения нахлесточных соединений днища с нижним поясом стенки должна быть образована ровная поверхность днища, как это показано на рисунке 4.
6.1.2.6 Стыковые соединения днища
Двусторонние стыковые соединения применяют для сварки рулонируемых полотнищ днищ или днищ полистовой сборки, при монтаже которых возможна кантовка для сварки обратной стороны шва.
![]() | |
593 × 148 пикс.   Открыть в новом окне |
Рисунок 2 - Рекомендуемые виды вертикальных сварных соединений стенки
![]() | |
538 × 204 пикс.   Открыть в новом окне |
Рисунок 3 - Рекомендуемые виды горизонтальных сварных соединений стенки
![]() | |
571 × 400 пикс.   Открыть в новом окне |
Рисунок 4 - Переход от нахлесточного к стыковому соединению полотнищ или листов днища в зоне опирания стенки
Односторонние стыковые соединения на остающейся подкладке применяют для соединения между собой кольцевых окраек, а также при полистовой сборке центральной части днищ или днищ без окраек. Остающаяся подкладка должна иметь толщину не менее 4 мм и присоединяться прерывистым швом к одной из стыкуемых деталей. При выполнении стыкового соединения на остающейся подкладке без разделки кромок зазор между кромками стыкуемых листов толщиной до 6 мм должен быть не менее 4 мм; для стыкуемых листов толщиной более 6 мм - не менее 6 мм. При необходимости следует использовать металлические распорки для обеспечения требуемого зазора.
Для стыковых соединений кольцевых окраек должен быть предусмотрен переменный зазор клиновидной формы, изменяющийся от 4-6 мм по наружному контуру окраек до 8-12 мм по внутреннему контуру, учитывающий усадку кольца окраек в процессе сварки.
Для подкладок следует применять материалы, соответствующие материалу стыкуемых деталей.
6.1.2.7 Соединение стенки с днищем
Для соединения стенки с днищем следует применять двустороннее тавровое соединение без скоса кромок или с двумя симметричными скосами нижней кромки листа стенки. Катет углового шва таврового соединения должен быть не более 12 мм.
При толщинах листа стенки или листа днища 12 мм и менее применяется соединение без скосов кромок с катетом углового шва, равным толщине более тонкого из соединяемых листов.
При толщинах листа стенки и листа днища более 12 мм применяют соединение со скосами кромки, при этом сумма катета углового шва А и глубины скоса В равняется толщине более тонкого из соединяемых листов (рисунки 5, 6). Рекомендуется глубину скоса принимать равной катету углового шва при условии, что притупление кромки составляет не менее 2 мм.
Узел соединения стенки с днищем должен быть доступен для осмотра в процессе эксплуатации резервуара. При наличии на стенке резервуара теплоизоляции, она должна не доходить до днища на расстояние 100-150 мм в целях снижения возможности коррозии данного узла и обеспечения наблюдения за его состоянием.
6.1.2.8 Соединения настила крыши
Настил крыши допускается выполнять из отдельных листов, укрупненных карт или полотнищ заводского изготовления.
Монтажные соединения настила следует выполнять, как правило, внахлест со сваркой сплошного углового шва только с верхней стороны.
Нахлест листов в направлении по уклону крыши следует выполнять таким образом, чтобы верхняя кромка нижнего листа накладывалась поверх нижней кромки верхнего листа в целях снижения возможности проникновения конденсата внутрь нахлеста (рисунок 7).
![]() | |
366 × 164 пикс.   Открыть в новом окне |
Рисунок 5 - Соединение стенки с днищем при толщинах листа стенки и листа днища 12 мм и менее
![]() | |
373 × 175 пикс.   Открыть в новом окне |
Рисунок 6 - Соединение стенки с днищем при толщинах листа стенки и листа днища более 12 мм
![]() | |
430 × 112 пикс.   Открыть в новом окне |
Рисунок 7 - Нахлесточное соединение листов настила крыши в направлении по уклону крыши
По требованию заказчика монтажные соединения настила бескаркасных конических или сферических крыш допускается выполнять двусторонними стыковыми или двусторонними нахлесточными швами.
Заводские сварные швы настила должны быть стыковыми с полным проплавлением.
Для соединения настила с каркасом крыши допускается применение прерывистых угловых швов при малоагрессивной степени воздействия внутренней среды резервуара или при расположении каркаса с наружной поверхности настила на открытом воздухе. При расположении каркаса с внутренней стороны настила и воздействии на каркас средне- и сильноагрессивной среды указанное соединение следует выполнять сплошными угловыми швами минимального сечения с добавлением припуска на коррозию.
При выполнении крыши с легкосбрасываемым настилом следует приваривать настил только к верхнему кольцевому элементу стенки угловым швом с катетом не более 5 мм. Приварка настила к каркасу крыши не допускается.
6.1.3 Днища
6.1.3.1 Днища резервуаров могут быть плоскими (для резервуаров объемом до 1000 м включительно) или коническими с уклоном от центра к периферии с рекомендуемой величиной уклона 1:100.
По требованию заказчика допускается выполнять уклон днища к центру резервуара при условии специальной проработки в проекте вопросов осадок основания и прочности днища.
6.1.3.2 Днища резервуаров объемом до 1000 м включительно допускается изготовлять из листов одной толщины (без окраек), при этом выступ листов днища за внешнюю поверхность стенки следует принимать 25-50 мм. Днища резервуаров объемом более 1000 м должны иметь центральную часть и кольцевые окрайки, при этом выступ окраек за внешнюю поверхность стенки следует принимать 50-100 мм. Наличие в рулонируемом полотнище днища листов различной толщины не допускается.