Минимальное количество таких мест следует выделять 10% от общего количества мест (но не менее одного места) согласно [7].
6.2.4 На автомобильных стоянках при специализированных зданиях и сооружениях для инвалидов следует выделять для личных автомашин инвалидов не менее 10% мест, а около учреждений, специализирующихся на лечении спинальных больных и восстановлении опорно-двигательных функций, - не менее 20% мест в соответствии с СП 59.13330.
Стоянки с местами для автомобилей инвалидов должны располагаться на расстоянии не более 50 м от общественных зданий, сооружений, жилых домов, в которых проживают инвалиды, а также от входов на территории предприятий, использующих труд инвалидов.
6.2.5 Площадки для остановки специализированных средств общественного транспорта, перевозящих инвалидов, следует предусматривать на расстоянии не более 100 м от входов в общественные здания и не более 300 м от жилых зданий, в которых проживают инвалиды. При этом должны соблюдаться нормы СП 42.13330 по удаленности наземных, наземно-подземных гаражей и открытых стоянок легковых автомобилей до жилых домов и общественных зданий.
6.2.6 Места для стоянки личных автотранспортных средств инвалидов должны быть выделены разметкой и обозначены специальными символами. Ширина стоянки для автомобиля инвалида-колясочника должна приниматься с учетом боковых подходов согласно СП 59.13330.
6.3 Транспортно-пересадочные и общественно-транспортные узлы
6.3.1 При реконструкции и реновации зданий вокзалов и вокзальных комплексов как наиболее сложных пересадочных узлов, сосредоточивших сооружения, устройства и коммуникационные элементы взаимодействующих видов транспорта (метрополитен, уличный городской транспорт, станции железных дорог и др.), следует предусматривать инженерно-строительные, организационные и другие мероприятия по созданию больших удобств для пассажиров-инвалидов и других маломобильных групп населения, указанных в [6].
6.3.2 При проектировании сложных пересадочных узлов следует предусматривать следующие планировочные и инженерно-строительные решения:
максимальное приближение вестибюлей вокзала и метрополитена (либо другого вида скоростного городского транспорта);
сооружение дополнительных вокзальных объемов в виде конкорсов, мостов над путями, с залами ожидания, попутным обслуживанием, создающими удобства и возможность непосредственного выхода на платформы к поездам следования;
размещение помещения обслуживания инвалидов (зал ожидания, туалеты и др.) на первых этажах;
удаление остановочных пунктов городского транспорта от входов в вокзал не более 150-200 м;
сооружение системы городских проездов, внеуличных переходов, автостоянок в зоне привокзальной площади, обеспечивающих удобный подъезд и стоянку индивидуальных автомобилей инвалидов, а также специального автотранспорта.
6.3.3 В процессе реконструкции сложных пересадочных узлов следует предусматривать достижения максимальной компактности сооружений и устройств узлов, использование локальных транспортных систем (транспортеров, лифтов, подъемников, движущихся дорожек и др.), ряд инженерно-строительных мер, облегчающих передвижения инвалидов, рисунки В.8-В.11.
При создании многоуровневых (2-х и более уровней) пересадочных узлов с использованием подземного пространства (глубиной от 6 до 60 м и более) целесообразно использовать дополнительные линии эскалаторов, а также лифты и подъемники, обслуживающие инвалидов и другие МГН. В таких градостроительных объектах рекомендуется создавать подземные или полуподземные пешеходные площади с учреждениями обслуживания, билетными кассами и др., приведенные в [6].
6.3.4 При реконструкции зданий и сооружений пассажирского транспорта необходимо предусматривать доступность для инвалидов всех предназначенных для пассажиров помещений, платформ и переходов.
В зонах ожидания транспорта и отдыха пассажиров следует обеспечивать условия оптимального визуального и слухового восприятия инвалидами систем информационного обеспечения в виде светового табло с расписанием движения транспорта и информацией об отправлении и прибытии транспорта, радиообъявлений и т.п.
6.3.5 Тесная взаимосвязь транспортно-пересадочных узлов с прилегающей территорией и застройкой повышает ценность окружающего их городского пространства, что требует обоснованного подхода к функциональному насыщению этой территории, ее рациональной планировочной организации и интенсификации использования, учета требования создания удобной безбарьерной среды для инвалидов.
6.3.6 В общественно-транспортных центрах, включающих крупные торговые, зрелищные и другие объекты, отмечается наибольшая концентрация пассажиропотоков. Рекомендации по реконструкции таких территорий содержатся в [6].
Для удобства инвалидов здесь следует предусматривать специальные пешеходные зоны, участки обустроенных для инвалидов пешеходных путей, ограждения, подъемники и другие мероприятия, обеспечивающие удобную для инвалидов среду в зависимости от конкретных условий застройки и рельефа.
6.3.7 В структуру общественно-транспортных центров города входят привокзальные площади. Их особенностью является наличие значительных по территории пересадочных зон с расстояниями между остановочными пунктами уличного транспорта и внешнего (магистрального) до 700 м. Количество маршрутов, проходящих по площади, более 20, количество остановок наземного транспорта - 10 и более. Схема организации движения транспорта и пешеходов на привокзальной площади приведена на рисунке В.12. В таких центрах следует предусматривать специальные мероприятия по созданию удобной среды для инвалидов (пешеходные пути, переходы, стоянки автотранспорта и др.).
6.3.8 В условиях сложных планировочных решений вокзальных комплексов, многофункциональных центров, пересадочных узлов следует предусматривать организацию движения пешеходов и транспорта в двух или нескольких уровнях с использованием тоннелей, эстакад и других сооружений для развязки потоков пешеходов и транспорта. На главных пешеходных путях вокзальных комплексов с пассажиропотоками 25 чел./мин и более и протяженностью более 100 м в целях облегчения передвижения инвалидов, а также пассажиров с детьми рекомендуется предусматривать движущиеся дорожки, тротуары, рисунок В.13.
6.3.9 В целях упорядоченного и безопасного передвижения пассажиров, включая инвалидов и лиц старшего возраста, в общественно-транспортных узлах (особенно формирующихся на базе вокзальных комплексов) следует соблюдать следующие основные правила организации главных пешеходных путей:
пути пешеходов должны быть возможно более удобными, короткими и прямыми, без вынужденных подъемов и спусков с поворотом под прямым углом. Средняя длина пешеходного пути пассажиров от остановочных пунктов городского общественного транспорта до места в транспортном средстве (вагон, самолет, судно и др.) не должна превышать 300 м;
пути движения пешеходов должны быть безопасными, с минимальным количеством их пересечений с путями движения всех видов городского, служебно-вспомогательного и внешнего транспорта;
должно быть обеспечено полное или частичное разделение основных встречных и пересекающихся потоков пассажиров в зданиях и на привокзальной площади;
необходимые пассажирам и посетителям помещения и устройства (на площади, в пассажирском здании, в группе, зданий центра) должны быть расположены последовательно с учетом обеспечения удобства их посещения.
6.3.10 При реконструкции центральных и других общественно-деловых зон города необходимо предусматривать пешеходные зоны (площади, улицы), свободные от движения транспорта и доступные для инвалидов.
6.3.11 Пешеходные зоны, расположенные, как правило, в общегородском центре или вблизи него, имеют разнообразные транспортные связи (метрополитен, троллейбус, автобус, такси) с другими территориями города. Остановочные пункты общественного транспорта должны размещаться соответственно размерам и конфигурации пешеходной зоны по ее периметру таким образом, чтобы обеспечивалась максимальная удаленность по крайней мере одного из них в 300 м, что равно нормируемому пешеходному пути для инвалида на кресле-коляске.
6.3.12 Остановки всех видов городского транспорта и стоянки такси должны обеспечивать возможность посадки-высадки пассажиров-инвалидов, пользующихся креслами-колясками. На остановках должна быть хорошо читаемая информация о маршрутах, выполненная укрупненным шрифтом и в контрастном цвете.
6.3.13 При подземном или полуподземном размещении пешеходной зоны, многофункциональных центров, вокзальных комплексов, пересадочных узлов в плотной городской застройке необходимо предусматривать сооружение подъемников, эскалаторов, лифтов для подъема и спуска МГН, рисунок В.7.
Лестничные марши должны иметь ограждающие устройства, перила и дублироваться пандусами.
6.3.14 У границ пешеходных зон, кроме остановочных пунктов общественного транспорта, как правило, предусматриваются стоянки для индивидуального транспорта, где следует выделять места для личных транспортных средств инвалидов. Количество таких мест устанавливается согласно 6.2.3.
Места, выделенные для стоянки автомобилей инвалидов, должны иметь специальное обозначение.
6.3.15 В пешеходных зонах (часто торговых улицах), возле остановок общественного транспорта, необходимо предусматривать места (площадки) для отдыха инвалидов. Они должны располагаться равномерно на расстоянии 100 м друг от друга.
На площадках для отдыха должны размещаться скамьи со спинками и место для кресел-колясок. Часть мест для отдыха располагается под навесом для защиты от осадков.
Пешеходные зоны должны оборудоваться на специально отведенных местах, снабженных хорошо различимыми указателями, различными автоматами: торговые для мелких покупок, газированной воды, размена денег, выдачи информации и др. Возможно выделение территории для устройства площадок просмотра кино- и видеофильмов, которыми могут заинтересоваться инвалиды. Здесь также следует обеспечивать удобный доступ физически ослабленным лицам.
7 Информационное обеспечение
7.1 Информационное обеспечение решает несколько задач:
обеспечивает общую ориентацию в структуре города, района, микрорайона, квартала;
предоставляет сведения о местоположении объектов, включая те, которые предназначены или доступны для инвалидов;
предупреждает о возможных опасностях.
7.2 Необходимо применять единую систему знаков, символов, маркировки, а также крупноразмерных рекламных опознавательных знаков-символов, обозначающих однотипные учреждения или предприятия, либо отдельные зоны с одинаковыми или сходными функциями.
Все доступные для инвалидов учреждения и места общего пользования должны быть обозначены специальными знаками или символами в виде пиктограмм установленного международного образца согласно 3.16 СП 59.13330.
При реконструкции территорий, прилегающих к общественным зданиям, рекомендуется предусматривать дополнительное специальное наружное освещение для выделения элементов входов в здания, рекламных и информационных указателей, а также участков повышенной опасности, открытых лестниц, пандусов и т.п.
7.3 Информация для людей с недостатками зрения может быть осязательной (тактильной) и звуковой. Осязательная информация представляет собой устройство рельефной поверхности на участках пути, размещение рельефных (с выпуклыми элементами и обозначениями) схем участков городской территории, планов общественных зданий на высоте, доступной для осязания рукой, т.е. на высоте 0,5-1,0 м. На такой же высоте должны устанавливаться таблички наименования учреждений (в первую очередь государственных и муниципальных) с выпуклым текстом.
На подходах к лестницам и препятствиям для инвалидов с нарушением зрения следует использовать яркую и контрастную предупреждающую окраску, а также предусматривать сигнальное ограждение опасных участков пути.
На пешеходных переходах для безопасности передвижения инвалидов с нарушением зрения следует устанавливать звуковую информацию, в том числе светофоры со звуковым сигналом. При этом необходимо устранять другие звуковые помехи и шумы.
7.4 Любая звуковая информация, в том числе объявления по громкоговорящей связи, на вокзалах и в других местах массового скопления людей, должна дублироваться в виде текстовой информации на табло, дисплеях, мониторах и других визуальных средствах для обеспечения ориентации и создания доступности транспортных коммуникаций для инвалидов с нарушениями слуха.
7.5 На пешеходных и транспортных коммуникациях для инвалидов с дефектами слуха должны быть установлены световые (проблесковые) маячки, сигнализирующие об опасном приближении (прибытии) транспортного средства (поезд, автобус, троллейбус, трамвай, судно и др.) в темное время суток, сумерках и в условиях плохой видимости (дождь, туман, снегопад).