СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения Правила проектирования стр. 3

4.21 Часть стойки-барьера выдачи книг в абонементе в общеобразовательных учреждениях рекомендуется устраивать высотой не более 0,7 м.
4.22 Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку желательно, по возможности, располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) учащегося-инвалида на кресле-коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,2 м.
4.23 В обеденных залах общеобразовательных учреждений в зонах для учащихся-инвалидов стулья рекомендуется крепить стационарно.
4.24 В столовой должна быть предусмотрена непроходная зона, оборудование и планировочные габариты которой должны учитывать возможность пользования детьми и на креслах-колясках.
4.25 В общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, осуществляющих обучение детей-инвалидов, в составе медицинских помещений кроме медицинского и процедурного кабинетов рекомендуется предусматривать: кабинет психоневролога, кабинеты окулиста и отоларинголога, залы или комнаты лечебной физкультуры, а также физиотерапевтический кабинет, кабинет массажа (гидромассажа), кабинет механотерапии. Набор перечисленных дополнительных помещений устанавливается заказчиком в задании на проектирование.
4.26 Лифт для учащихся-инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, в общеобразовательных организациях, а также в организациях профессионального образования должен предусматриваться в выделенном лифтовом холле, который допускается использовать в качестве безопасной зоны.
4.27 В образовательных учреждениях в раздевальных физкультурного зала и бассейна для учащихся-инвалидов следует предусматривать закрытую раздевальную с душем и унитазом.

5 Здания и помещения здравоохранения и социального обслуживания населения

5.1 Доступными для маломобильных групп населения должны быть здания лечебно-профилактических учреждений, в которых непосредственно оказывается медицинская помощь (СП 158.13330). К ним относятся учреждения, которые посещаются населением, в том числе инвалидами: амбулаторно-поликлинические учреждения (поликлиники, диспансеры и центры) различного уровня обслуживания, различного профиля (многопрофильные, стоматологические, физиотерапевтические, семейные и др.) и различного назначения - далее ЛПУ.
Входы в медицинские учреждения для пациентов и посетителей должны иметь визуальную, тактильную и акустическую (речевую и звуковую) информацию с указанием групп помещений (отделений), в которые можно попасть через данный вход.
Входы в кабинеты врачей и процедурные должны быть оборудованы световыми сигнализаторами вызова пациентов.
5.2 Требования к медицинским подразделениям санаториев и домов отдыха аналогичны требованиям к амбулаторно-поликлиническим учреждениям, а также к лечебно-диагностическим и восстановительным подразделениям стационаров по СП 148.13330. При проектировании учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов следует соблюдать также ГОСТ Р 52880.
5.3 На участках лечебно-профилактических учреждений вдоль пешеходных путей следует устраивать через каждые 50 м площадки отдыха с местами для сидения, в том числе для инвалидов на креслах-колясках.
5.4 Для удобства самообслуживания инвалидов в вестибюле, в том числе переодевания, следует предусматривать свободную от напольного оборудования и мебели зону, при этом на высоте 0,8-1,2 м от уровня пола рекомендуется разместить настенные полки-столы, крючки и опорные поручни.
Травмпункт, инфекционный кабинет и приемное отделение должны иметь автономные наружные входы, доступные для инвалидов. Травмпункт должен размещаться на первом этаже при минимальном перепаде высоты.
5.5 При наличии в ЛПУ только подразделений 1-го типа специально оборудованные для инвалидов на креслах-колясках санитарные помещения (уборные, раздевальные и др.) должны входить в общее расчетное число помещений данного назначения и размещаться при центральном вестибюле, а также в составе помещений оздоровительных и лечебных бассейнов, отделений водолечения и т.п., откуда пациент не может выйти в вестибюль не переодеваясь в сухую одежду.
Для подразделений 2-го типа специализированные уборные и раздевальные следует размещать в структуре этих отделений или в непосредственной близости.
Помещения, специально оборудованные для инвалидов на креслах-колясках: санузлы, раздевальные, ванные и др. должны входить в общее расчетное число помещений данного назначения.
5.6 Габариты врачебных и лечебных кабинетов не должны препятствовать их посещению пациентами на креслах-колясках. Расстановка в них оборудования должна обеспечить возможность свободного подъезда к столу врача шириной 1,2 м и разворота кресла-коляски диаметром не менее 1,4 м в соответствии с СП 148.13330.
5.7 Глубина ванны в кабинете подводного массажа должна быть не менее 0,4-0,6 м. По периметру ванна снабжается опорными поручнями. Вокруг ванны предусматривается пространство не менее 1,5-1,6 м для проезда инвалидной коляски. Пол вокруг ванны покрывается резиновым или другим нескользким покрытием.
5.8 В помещении подводного массажа и в кабинах душевого зала поликлиники рекомендуется устройство специального оборудования для перемещения инвалида с поражением ОДА из коляски в ванную или кабину, а также специальные поручни и упоры для коленей с целью опоры инвалида во время приема процедуры.
5.9 При проектировании ЛПУ следует учитывать требования приспособления архитектурной среды для инвалидов, продиктованные функциональными особенностями этих учреждений (таблица А.2, рисунки Б.8-Б.10, Б.13).
Набор и насыщенность специальным оборудованием для инвалидов различных категорий помещений принимается в зависимости от того, к какой группе относится это помещение (рисунки Б.11, Б.12).
5.10 При помещениях лечебной физкультуры, а также при душевом зале должны быть предусмотрены раздевальные с учетом возможности их использования инвалидами, в том числе на креслах-колясках (иметь: минимальные размеры помещения - 3,0x6,0 м; свободные от напольного оборудования зоны диаметром не менее 1,5 м; пристенные поручни у скамей для раздевания). Нумерация на шкафах в гардеробных/раздевальных и душевых должна быть рельефной и на контрастном фоне.
Не менее, чем один из отсеков зала лечебных и грязевых ванн, включая раздевальную при нем, должен быть приспособлен для инвалида на кресле-коляске. В залах лечебной физкультуры в ограждениях, направляющих и ограничивающих движение, следует применять материалы, смягчающие контакт инвалида с ограждением.
5.11 Для торговых залов аптек и раздаточных пунктов молочных кухонь действительны те же требования, что и для торговых залов учреждений торговли.
5.12 Аптечные прилавки должны быть доступными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках. Товар на прилавках следует располагать в поле зрения людей, сидящих в инвалидных колясках.
Пример устройства аптечного прилавка, состоящего из трех частей, приведен на рисунке Б.14. Стеклянная витрина позволяет расположить товар на полках в несколько ярусов. Низкий прилавок, состоящий из откидной доски, служит местом обслуживания инвалида, а в нерабочем положении является проходом для продавца. Место для продавца с кассовым аппаратом - стандартное решение торгового оборудования.
5.13 Места ожидания и приема пациентов оборудуются специализированными техническими и информационными средствами (индукционными и другими системами дополнительного озвучивания, тактильными указателями, радиоинформаторами и пр.).
5.14 Травмпункт, инфекционный кабинет и приемное отделение должны иметь автономные наружные входы, доступные для инвалидов. Травмпункт должен размещаться на первом этаже.
5.15 В зданиях психиатрических стационаров доступное пространство, куда инвалиды на креслах-колясках могут передвигаться самостоятельно, должно устанавливаться заданием на проектирование.

6 Здания и помещения сервисного обслуживания населения

Общие положения

6.1 Предприятия розничной торговли, открытой сети общественного питания и бытового обслуживания населения (в дальнейшем - предприятия сервиса) являются наиболее массовой группой общественных зданий, где необходимо создание условий доступности для маломобильных групп населения.
Предприятие сервиса должно обеспечить маломобильным категориям пользователей полноценные условия получения (реализации) услуги наравне с другими категориями населения.
6.2 В предприятиях сервиса рекомендуется предусматривать для обеспечения обслуживания маломобильных групп населения на дому дополнительные помещения для обслуживающего его персонала, специализированный блок для оформления и получения заказа, помещения для комплектации заказов, хранения заказов и сдаваемых в ремонт, стирку или химчистку вещей.
6.3 При проектировании предприятий, доступных для маломобильных категорий пользователей (посетителей, потребителей) следует учитывать общие требования к формированию архитектурной среды, изложенные в сводах правил СП 59.13330 и СП 136.13330. Дополнительно следует учитывать специфические требования к отдельным типам учреждений, приведенные ниже.
Столы, прилавки, расчетные плоскости кассовых кабин следует располагать на высоте, не превышающей 0,8 м от уровня пола. Максимальная глубина полок (при подъезде вплотную) не должна быть более 0,5 м.

Предприятия розничной торговли

6.4 Для личного транспорта инвалидов на автостоянках посетителей при предприятиях розничной торговли следует выделять места для транспортных средств инвалидов. Они должны размещаться не далее 50 м от входов, доступных для маломобильных покупателей. При многоуровневой автостоянке, встроенной или пристроенной к основному зданию, места для автомашин инвалидов на кресле-коляске следует предусматривать на уровне основного входа в здание.
6.5 В зависимости от принятого в задании на проектирование приема организации обслуживания маломобильных покупателей возможны два варианта проектирования внутренней архитектурной среды.
Вариант "А" - по пункту 1.8.
Вариант "Б". Создание условий для покупки товаров полного ассортимента в специально выделенном помещении для маломобильных покупателей.
Дополнительные помещения или специальные зоны для обслуживания данного контингента должны размещаться в удобной связи с наружными входами.
6.6 Торговое оборудование должно обеспечивать доступность всем контингентам покупателей, в том числе лицам на креслах-колясках для выбора товара (рисунки Б.15 и Б.16).
6.7 Комплектация и расстановка оборудования в торговых залах, должна быть рассчитана на обслуживание лиц, передвигающихся на креслах-колясках самостоятельно и с сопровождающими, инвалидов на костылях, а также инвалидов по зрению. Столы, прилавки, расчетные плоскости кассовых кабин следует располагать на высоте, не превышающей 0,8 - 0,85 м от уровня пола. Максимальная глубина полок (при подъезде вплотную) не должна быть более 0,5 м.
В тех торговых залах, где для покупателей предусмотрены полки высотой более 0,9 м, следует обеспечить дополнительные полки или часть основного прилавка пониженной высоты от 0,7 до 0,8 - 0,85 м от уровня пола.
6.8 Все размеры проходов (кроме одностороннего) должны обеспечивать возможность полного разворота на 360°, а также фронтального обслуживания инвалидов на кресле-коляске вместе с сопровождающими.
Ширина прохода для универсамов, супермаркетов и оптовых рынков (торговая площадь свыше 650 м2) должна быть не менее 2 м.
6.9 В блоке касс как минимум один из контрольных кассовых постов в зале должен быть оборудован в соответствии с требованиями доступности для инвалидов. Ширина прохода около такого кассового поста должна быть не менее 1,1 м.