- нормативное значение давления транспортируемой среды;
- нормативная нагрузка от веса транспортируемой среды на единицу длины трубопровода;
- нормативный температурный перепад в трубопроводе;
- нормативная снеговая нагрузка на единицу длины надземного трубопровода;
- нормативная нагрузка от обледенения на единицу длины надземного трубопровода;
- нормативная ветровая нагрузка на единицу длины надземного трубопровода;
- нормативные значения нагрузок и воздействий, возникающих при транспортировании отдельных секций, при сооружении трубопровода, испытании и пропуске очистных устройств;
- сейсмические воздействия на надземные и подземные трубопроводы;
- нагрузки и воздействия, вызываемые резким нарушением процесса эксплуатации, временной неисправностью и поломкой оборудования следует устанавливать в проектной документации в зависимости от особенностей технологического режима эксплуатации;
- нагрузки и воздействия от неравномерных деформаций грунта (осадок, пучения, селевых потоков, оползней, воздействий горных выработок, карстов, замачивания просадочных грунтов, оттаивания вечномерзлых грунтов и т.д.).
12.2 При действии на конструкцию нескольких видов нагрузок, усилия в ней определяются при самых неблагоприятных сочетаниях, с применением коэффициентов сочетаний.
12.3 Расчетное значение нагрузки следует определять, как произведение ее нормативного значения на коэффициент надежности по нагрузке, принимаемый по таблице 6 и соответствующий рассматриваемому предельному состоянию.
12.4 Нагрузки и воздействия, вызываемые резким нарушением процесса эксплуатации, временной неисправностью и поломкой оборудования, неравномерными деформациями грунта следует устанавливать в проектной документации в зависимости от особенностей технологического режима эксплуатации трубопровода на основе анализа возможных непроектных режимов функционирования конструкции трубопровода. Нагрузки и воздействия при непроектных режимах эксплуатации трубопровода должны учитываться при оценке рисков аварий и их последствий.
12.5 Расчетные нагрузки, воздействия и их возможные сочетания необходимо определять в соответствии с требованиями СП 20.13330.
Нагрузки и воздействия, действующие на трубопроводы, различаются на:
- силовые нагружения - внутреннее давление среды, собственный вес трубопровода, обустройств и транспортируемой среды, давление (вес) грунта, гидростатическое давление воды, снеговая, ветровая и гололедная нагрузки, нагрузки, возникающие при испытании и пропуске очистных устройств;
- деформационные нагружения - температурные воздействия, воздействия предварительного напряжения трубопровода (упругий изгиб, растяжка компенсаторов и т.д.), воздействия неравномерных деформаций грунта (морозное растрескивание, селевые потоки и оползни, деформации земной поверхности в районах горных выработок и карстовых районах, просадки, пучение, термокарстовые процессы), сейсмические воздействия.
По длительности действия нагрузки различаются на: постоянные, временные длительные, кратковременные и особые.
Коэффициенты надежности по нагрузке γf должны приниматься по таблице 6.
12.6 Нормативные нагрузки от собственного веса трубопровода, арматуры и обустройств, изоляции, от веса и давления грунта необходимо принимать в соответствии с требованиями СП 20.13330.
Нормативное значение воздействия от предварительного напряжения трубопровода (упругий изгиб по заданному профилю, предварительная растяжка компенсаторов при надземной прокладке и др.) надлежит определять по конструкции трубопровода, принятой в проекте.
Нормативное значение давления транспортируемой среды устанавливается проектной документацией.
Нормативная нагрузка от веса транспортируемой среды на единицу длины трубопровода должна определяться по формулам:
для жидкой среды
242 × 43 пикс.   Открыть в новом окне |
для газообразной среды
246 × 38 пикс.   Открыть в новом окне |
где pn - рабочее (нормативное) давление транспортируемой среды, МПа;
de - наружный диаметр труб и соединительных деталей, см;
tnom - номинальная толщина стенки труб и соединительных деталей, см;
γ1 - объемный вес жидкой среды, Н/м3.
Нормативный температурный перепад в трубопроводе надлежит принимать равным разнице между максимальной или минимальной возможной температурой стенок трубопровода в процессе эксплуатации и наименьшей или наибольшей температурой, при которой фиксируется расчетная схема трубопровода.
Нормативная снеговая нагрузка на единицу длины горизонтальной проекции надземного трубопровода vsn должна определяться по формуле
244 × 28 пикс.   Открыть в новом окне |
где tins - толщина изоляционного покрытия трубопровода, см.
Нормативная снеговая нагрузка S, Н\м2, должна приниматься по СП 20.13330.
Нормативная нагрузка от обледенения на единицу длины надземного трубопровода vin должна определяться по формуле
269 × 38 пикс.   Открыть в новом окне |
где ti - толщина слоя, см;
yi - объемный вес гололеда, Н\м3, необходимо принимать по СП 20.13330.
Нормативная ветровая нагрузка на единицу длины надземного трубопровода wn, действующая перпендикулярно к его осевой вертикальной плоскости, должна определяться по формуле
312 × 41 пикс.   Открыть в новом окне |
где wstc и wdvn - статическая и динамическая составляющие ветровой нагрузки, Н\м2, должны определяться по СП 20.13330, при этом значение wdyn необходимо определять как для сооружения с равномерно распределенной массой и постоянной жесткостью.
Нормативные значения нагрузок и воздействий, возникающих при транспортировании отдельных секций, при сооружении трубопровода, испытании и пропуске очистных устройств должны устанавливаться проектной документацией в зависимости от способов производства этих работ и проведения испытаний.
Сейсмические воздействия на надземные трубопроводы должны приниматься согласно СП 14.13330.
Нагрузки и воздействия, вызываемые резким нарушением процесса эксплуатации, временной неисправностью и поломкой оборудования должны устанавливаться проектной документацией в зависимости от особенностей технологического режима эксплуатации.
Нагрузки и воздействия от неравномерной деформации грунта (осадок, пучения селевых потоков, оползней, воздействий горных выработок, карстов, замачивания просадочных грунтов, оттаивания вечномерзлых грунтов и т.д.) должны определяться на основании анализа грунтовых условий и их возможного изменения в процессе эксплуатации трубопровода.
Нормативные нагрузки и коэффициенты надежности по нагрузке от подвижного состава железных и автомобильных дорог должны определяться согласно СП 20.13330.
13 Расчет трубопроводов и соединительных деталей на прочность и устойчивость
13.1 Расчет трубопроводов на прочность и устойчивость должен включать в себя определение толщин стенок труб и соединительных деталей, проведение поверочного расчета принятой в проекте конструкции трубопровода на неблагоприятные сочетания нагрузок и воздействий с оценкой прочности и устойчивости рассматриваемого трубопровода, включая оценку устойчивости положения (против всплытия).