Заслушав и обсудив в рамках "правительственного часа" 24 мая 2017 года информацию Министра промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурова, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурова.
2. Принять к сведению выступление аудитора Счетной палаты Российской Федерации С.А. Агапцова.
3. Отметить эффективность работы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по стабилизации и обеспечению роста промышленного производства в Российской Федерации в 2016 году, по поддержке отдельных отраслей промышленности, включая автомобильную промышленность, легкую промышленность, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, а также по поддержке отечественных производителей, ориентированных на экспорт и участвующих в программах импортозамещения.
Заслуживают высокой оценки темпы роста, достигнутые в 2016 году в оборонно-промышленном комплексе, авиастроении, радиоэлектронике, энергетическом машиностроении, медицинской и фармацевтической промышленности, а также в развитии сельскохозяйственного и железнодорожного машиностроения.
Благодаря усилиям Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в стране восстанавливается собственное производство высокотехнологичной промышленной продукции по широкому спектру технологических направлений, расширяется линейка новых образцов техники в гражданском судостроении и авиастроении.
По большинству отраслей промышленности выполнены годовые показатели планов импортозамещения. Реализуются 22 отраслевых плана импортозамещения в таких отраслях, как станкоинструментальная, радиоэлектронная, автомобильная, химическая, фармацевтическая, медицинская промышленность, судостроение и другие. Использование системы субсидий и других инструментов финансирования, включая средства Фонда развития промышленности, способствует решению задач импортозамещения. Этот процесс активизировал вовлечение частного капитала в наиболее перспективные сегменты производства. За два года на указанные цели частные компании инвестировали более 270 миллиардов рублей, а государством через Фонд развития промышленности и государственные программы Российской Федерации на те же цели было выделено 105 миллиардов рублей.
За два года работы Фондом развития промышленности поддержано более 200 проектов, заработали 20 новых предприятий, в 24 субъектах Российской Федерации созданы свои региональные фонды развития промышленности, способные совместно с Фондом развития промышленности финансировать проекты, позволяющие наращивать промышленный потенциал в регионах.
Эффективно работает механизм специальных инвестиционных контрактов. В настоящее время заключено восемь крупных федеральных специальных инвестиционных контрактов, большинство субъектов Российской Федерации реформировали свою нормативно-правовую базу под региональные специальные инвестиционные контракты и уже начали их заключать на своем уровне.
Одновременно необходимо отметить успехи, связанные с развитием предприятий оборонно-промышленного комплекса. Производство продукции в данной сфере выросло более чем на 10 процентов, успешно выполняется государственный оборонный заказ, ведется капитальное строительство новых производственных мощностей. Также важно отметить нацеленность Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на решение задачи по диверсификации производства путем внедрения инновационных технологий.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) поддерживает реализуемый Министерством промышленности и торговли Российской Федерации курс на модернизацию производственных мощностей предприятий, повышение экологичности производств, ресурсосбережения и энергосбережения, обеспечение и комплексное внедрение технологий цифрового проектирования, автоматизации производственных процессов и индустриального интернета, а также на переход экономики на новую систему технологического нормирования, основанную на принципах наилучших доступных технологий.
4. Государственная Дума разделяет мнение Счетной палаты Российской Федерации о наличии ряда недостатков, допущенных при подготовке и реализации государственных программ Российской Федерации, по которым ответственным исполнителем является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - государственные программы Российской Федерации):
1) используемые ключевые показатели государственных программ Российской Федерации не всегда позволяют оценить достижение поставленной цели, не соотносятся с показателями текущих прогнозов социально-экономического развития и объемами бюджетного финансирования, наблюдается излишняя детализация показателей;
2) в рамках государственных программ Российской Федерации запланированы внебюджетные источники финансирования, но они не привлекаются в полном объеме. Более того, плановые объемы финансирования за счет средств юридических лиц при корректировке государственных программ Российской Федерации сокращаются даже в условиях значительного увеличения бюджетного финансирования. При этом методики оценки эффективности использования частных инвестиций при реализации программных мероприятий отсутствуют;
3) показатели государственных программ Российской Федерации рассчитываются без учета данных государственной статистики, что приводит к искажению результатов их реализации при формировании отчетности;
4) несоблюдение получателями бюджетных инвестиций срока ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию вследствие недостаточно эффективного планирования бюджетных расходов.
Обратить внимание Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на недостаточно эффективную деятельность по подготовке и реализации государственных программ Российской Федерации.
5. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) учесть высказанные замечания и предложения Государственной Думы и Счетной палаты Российской Федерации при корректировке государственных программ Российской Федерации;
2) обратить внимание на необходимость повышения эффективности использования средств, выделяемых для развития различных отраслей промышленности в рамках государственных программ Российской Федерации;
3) повышать эффективность государственной поддержки промышленности, в том числе с использованием механизма специальных инвестиционных контрактов, и предлагать рынку широкий спектр финансовых и нефинансовых инструментов;
4) рассмотреть возможность уточнения правил предоставления действующих мер поддержки предприятий с учетом повышенных издержек, связанных с созданием и производством новой импортозамещающей продукции, а также целесообразность принятия дополнительных мер;
5) усилить работу по созданию необходимых условий для формирования инвестиционных ресурсов, необходимых для эффективной диверсификации оборонного производства, в том числе путем совершенствования ценообразования в рамках государственного оборонного заказа;
6) принять меры для достижения целевых показателей по созданию и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, увеличению объема инвестиций и производительности труда, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
7) рассмотреть возможность установления инвестиционной льготы по налогу на прибыль организаций, которые инвестируют средства в обновление и модернизацию производства;
8) повышать эффективность применения действующих мер государственной поддержки экспорта в рамках приоритетного направления "Международная кооперация и экспорт" с учетом уровня кассового исполнения расходов федерального бюджета по данному направлению за истекший период 2017 года;
9) усилить контроль за завершением ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, создание которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотрев персональную ответственность за несоблюдение графиков строительства;
10) ускорить принятие Стратегии развития производства промышленной продукции реабилитационной направленности, реализация которой позволит создать к 2025 году конкурентоспособную, устойчивую отрасль промышленности по производству товаров для инвалидов и других маломобильных групп граждан;
11) обратить внимание на необходимость ужесточения регулирования оборота промышленной продукции и противодействия обороту некачественной и контрафактной продукции;
12) ускорить принятие Стратегии развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, уделив особое внимание решению задач по импортозамещению и развитию экспорта машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности;
13) обратить внимание на необходимость повышения качества и безопасности пищевых продуктов и формирования системы продвижения натуральных и экологически чистых продуктов питания;
14) с учетом практики применения Федерального закона от 3 июля 2016 года N 273-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" разработать механизм обеспечения баланса интересов покупателей, производителей и торговых сетей при оказании услуг по продвижению продовольственных товаров;
15) в целях расширения объемов поддержки инвестиционных проектов, реализуемых в сфере промышленности, рассмотреть возможность создания условий для масштабирования модели работы Фонда развития промышленности в субъектах Российской Федерации (в том числе посредством увеличения объема бюджетных ассигнований, выделяемых Фонду развития промышленности, а также оказания содействия в упрощении административных процедур, связанных с развертыванием сети региональных фондов развития промышленности);
16) рассмотреть возможность дальнейшего осуществления государственной поддержки проектов в сфере импортозамещения путем компенсации процентной ставки по кредитам, полученным промышленными предприятиями;
17) ускорить внесение в Государственную Думу проекта федерального закона об организации нестационарной и развозной (мобильной) торговли;
18) рассмотреть вопрос обеспечения комплексного внедрения технологий цифрового проектирования, автоматизации производственных процессов и индустриального интернета.
6. Поручить Комитету Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству осуществлять контроль за реализацией настоящего Постановления.
7. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Государственную Думу о реализации предложений, содержащихся в настоящем Постановлении, в период осенней сессии 2017 года.
8. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, исполнительные и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
9. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации | В.В. Володин |
Москва
19 июля 2017 г.
N 2123-7 ГД