- выбросы взвешенных частиц, образующихся в результате разрушения дорожного полотна, тормозных колодок, (см. приложение Д).
Корректирующие коэффициенты , , определяют по данным приложения Г.
Е.2.3 Выбросы загрязняющих веществ для тяжелого грузового транспорта, работающего на дизельном топливе, вычисляют аналогично выбросам легковых автомобилей и легкого грузового транспорта, за исключением дополнительного учета массы транспортных средств, который осуществляется путем введения в формулу (Е.16) корректирующего коэффициента (см. приложение Г, таблица Г.5).

где - базовое значение выбросов СО, и сажи для тяжелого грузового транспорта, зависящие от средней скорости движения и дорожного уклона тоннеля, г/ч или (см. приложения А-В).
Примечание - Q рассчитывают только для автомобилей с дизельными двигателями. Для пересчета от размерности к размерности г/ч используют коэффициент 4,7, т.е. 1 г = 4,7 .
Е.3 Расчет необходимого количества воздуха при эксплуатационных режимах
Е.3.1 Объемный расход воздуха G, , необходимый для обеспечения ПДК СО, (в пересчете на ), г/ч, сажи, вычисляют по формуле
![]() | |
509 × 51 пикс.   Открыть в новом окне |
где , , , , - выбросы загрязняющих веществ (СО, , сажи) соответственно от легковых автомобилей с бензиновым и дизельным двигателями, от легких грузовых автомобилей в расчете на комбинацию бензинового и дизельного двигателей, тяжелых грузовых автомобилей массой до 15 и до 32 т.
Объемный расход воздуха G, обеспечивающий нормативное значение видимости, вычисляют по формуле
![]() | |
517 × 49 пикс.   Открыть в новом окне |
где , , , , - выбросы, , вычисляемые как сумма выбросов сажи и взвешенных частиц невыхлопного происхождения;
- коэффициент ослабления светового потока (см. таблицу 5.1).
Е.3.2 Расчеты G следует выполнять для эксплуатационного режима "А" с учетом выбросов СО и взвешенных частиц; режима "Б" с учетом выбросов СО, , сажи и взвешенных частиц и режима "В" с учетом выбросов СО, , сажи.
Для дальнейших вычислений принимают большее из вычисленных значений расхода воздуха .
Приложение Ж Расчет потерь давления при движении воздуха по тоннелю
Ж.1 Общие потери давления при движении воздуха складываются из потерь давлений:
на входе воздуха в тоннель и выходе из него ;
на трение воздуха о стенки тоннеля ;
на преодоление местных сопротивлений расширения (сужения) воздушного потока ;
связанных с действием гравитационной барометрической и ветровой составляющей естественной тяги;
на преодоление аэродинамического сопротивления движущихся (или стоящих) транспортных средств .
![]() | |
511 × 47 пикс.   Открыть в новом окне |
Ж.2 Потери давления на входном портале тоннеля , Па, вычисляют по формуле

где G - расчетный расход воздуха в тоннеле, ;
- плотность воздуха при температуре воздуха у портала с поступающей вентиляционной струей, , вычисляемая по формуле

где - атмосферное давление, мм рт. ст.;
- температура наружного воздуха, К.
Ж.3 Потери давления на портале тоннеля с исходящей вентиляционной струей , Па, вычисляют по формуле

где - плотность воздуха при температуре воздуха на выходе из тоннеля.
Ж.4 Потери давления от трения воздуха о стены тоннеля , Па, вычисляют по формуле
![]() | |
230 × 67 пикс.   Открыть в новом окне |
где - коэффициент трения;
- периметр тоннеля;
- плотность воздуха, рассчитанная по средней температуре воздуха в тоннеле.
Ж.5 Потери давления на преодоление сопротивлений при сужении (расширении) воздушного потока , Па, вычисляют по формуле
![]() | |
273 × 27 пикс.   Открыть в новом окне |
где - сечение тоннеля в "узком" месте;
и - коэффициенты местных сопротивлений соответственно внезапного расширения и внезапного сужения потока для тоннеля, имеющего коэффициент сопротивления трения , вычисляемые по формулам:
![]() | |
204 × 25 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
203 × 21 пикс.   Открыть в новом окне |
где , - коэффициенты местных сопротивлений на расширение - сужение потока без учета вида поверхности тоннеля (без шероховатости), установленные на рисунке Ж.1.
![]() | |
616 × 509 пикс.   Открыть в новом окне |
Рисунок Ж.1 – Значения коэффициентов местного сопротивления при внезапном расширении ξр.гл и внезапном сужении ξс.гл для «гладкого» тоннеля (без учета шероховатости)
Ж.6 Потери давления, связанные с действием ветровой составляющей естественной тяги (ветровой напор)
Ветровой напор (нагрузку) вычисляют по формуле