Помимо показателя Э1 могут быть применены показатели Э2 и Э3, которые характеризуют автомобильный парк с более высоким процентным значением автотранспорта с экологическими стандартами ниже, чем К1 (таблица 9.4).
Таблица 9.4 - Критерии для выбора показателей Э1, Э2, Э3 (отчетный год - 2010 г.)
Тип транспортного средства | Процент автомобилей с экологическим стандартом ниже стандарта К1 | ||
Э1 | Э2 | Э3 | |
Легковые с бензиновым двигателем | <20% | 20% - 30% | >30% |
Легковые с дизельным двигателем | <5% | 5% - 30% | >30% |
Легкие грузовые с бензиновым двигателем | <40% | 40% - 60% | >60% |
Легкие грузовые с дизельным двигателем | <5% | 5% - 25% | >25% |
Тяжелые грузовые с дизельным двигателем | <5% | 5% - 40% | >40% |
9.6 Аэродинамические характеристики транспортных средств
Миделево сечение и коэффициент лобового сопротивления транспортных средств принимают по данным таблицы 9.5.
Таблица 9.5 - Значения и , характеризующие различные типы транспортных средств
Наименование показателя | Значения показателя для типа транспортного средства | |||||
Легковые автомобили | Легкие грузовые автомобили | Тяжелый грузовой транспорт (дизельный) | ||||
с бензиновым двигателем | с дизельным двигателем | с бензиновым двигателем | с дизельным двигателем | массой до 15 т и автобусы | с прицепом и полуприцепом массой до 32 т | |
, | 2 | 2 | 3 | 3 | 5 | 7 |
0,35 | 0,35 | 0,35 | 0,35 | 0,8 | 0,8 | |
0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 1,0 | 1,0 | |
Примечание - - коэффициент лобового сопротивления стоящего автомобиля. |
9.7 Метеорологические параметры атмосферного воздуха у порталов тоннеля, орографическая характеристика местности, фоновый уровень загрязнений атмосферного воздуха:
- температура наружного воздуха ;
- относительная влажность наружного воздуха ;
- атмосферное давление ;
- для автодорожных тоннелей в гористой местности дополнительно учитывают высоты порталов тоннеля над уровнем моря, максимальную высоту горы, через которую проходит тоннель, , температуру атмосферного воздуха и давление воздуха на этой высоте .
- характеристика розы ветров у каждого из порталов, по которой устанавливается сочетание направления ветра относительно оси тоннеля и его скорость, приводящее к максимальному значению ветрового влияния.
10 Последовательность проектирования вентиляции автодорожных тоннелей
Процесс проектирования тоннельной вентиляции включает следующие этапы:
- получение и анализ исходных данных;
- поиск технической информации по эксплуатируемому тоннелю со сходными техническими характеристиками;
- предварительный укрупненный расчет вентиляционного воздухообмена для наиболее тяжелого, часто повторяющегося эксплуатационного режима;
- анализ требований по противодымной защите;
- выбор системы вентиляции на основании анализа возможных схем с учетом оптимизации капитальных затрат на сооружение и размещение вентиляционных узлов (зданий), вентиляционных каналов (тоннелей), вентиляционных шахт или штолен (с обязательной оценкой возможности использования временных выработок, предусматриваемых по технологии горнопроходческих работ);
- анализ вероятного воздействия вентиляционного вытяжного воздуха на окружающую среду;
- полный расчет необходимого вентиляционного воздухообмена для различных режимов движения транспорта;
- расчет естественного воздухообмена под влиянием наружной атмосферы и движения автотранспорта (поршневой эффект);
- предварительное согласование со специалистами других технологических специальностей, участвующих в проектировании объекта, возможности размещения и принципиальных объемно-планировочных решений вентиляционных сооружений;
- аэродинамические расчеты элементов системы. Определение необходимых технических параметров тоннельных вентиляторов. Подготовка и передача задания на электроснабжение основных вентиляторов.
Примечание - При выполнении проекта особо сложного тоннеля целесообразно выполнить математическое моделирование вентиляционных режимов;
- проектирование вспомогательной вентиляции - тоннельных служебных (технических) помещений;
- выбор вентиляционного оборудования;
- детальная конструкторская разработка вентиляционных камер, венттоннелей и каналов, зданий на порталах и вентиляционных шахтах;
- конструкторская разработка заданий смежным специалистом, включая электроснабжение и управление тоннельной вентиляцией в различных технологических режимах;
- разработка алгоритмов управления вентиляцией в различных технологических режимах (при наличии соответствующего требования в задании на проектирование раздела автоматизации);
- разработка комплекта графических материалов (чертежей);
- составление пояснительной записки;
- разработка инструкции по эксплуатации тоннельной вентиляции (при наличии соответствующего требования в задании на проектирование раздела).
11 Правила монтажа и контроль за выполнением работ по созданию систем вентиляции автодорожных тоннелей
11.1 Перед началом монтажа системы вентиляции осуществляют подготовительные работы.
11.1.1 Подготовительные работы включают следующие этапы:
- приемка технической документации;
- приемка выработок тоннеля, предназначенных для установки вентиляторов;
- приемка вентиляторов;
- разметка мест установки вентиляторов (фундаментов для вентиляторов, установленных в выработках, в т.ч. вентиляторов дымоудаления и крепления струйных вентиляторов).
11.1.2 Лицо, осуществляющее строительство, в соответствии СП 48.13330.2011 (пункт 5.4) принимает от технического заказчика рабочую документацию на систему вентиляции и документы от поставщиков вентиляционного оборудования, подтверждающих качество поставляемой продукции и ее соответствие требованиям проекта.
11.1.3 Технический заказчик передает лицу, осуществляющему строительство тоннеля, геодезическую разбивочную основу.
11.1.4 Осуществляют входной контроль вентиляторов, подтверждающий соответствие их технических характеристик проектным характеристикам.
11.1.5 В местах установки вентиляторов размечают проектные точки заливки фундаментов или крепления струйных вентиляторов. Разметку осуществляют геодезически, при помощи тахеометра с погрешностью измерения линейных размеров не более мм на дистанции 300 м. Отклонение положения точек крепления от проектных координат должно составлять не более мм или соответствовать требованиям проектной документации.
Примечание - В качестве проектных точек крепления струйных вентиляторов целесообразно использовать центры отверстий под анкерные болты, с помощью которых осуществляется монтаж струйных вентиляторов на кровле перекрытий.
11.1.6 Результаты подготовительных работ оформляют актом.
11.2 Монтаж вентиляторов
11.2.1 Монтаж вентиляторов следует выполнять в следующем порядке:
а) подготавливают бетонный фундамент под платформу вентилятора;