В.8 Расчетные схемы соответственно поперечных и продольных рам одноэтажных каркасных зданий (рисунки В.3, В.4) следует выбирать в соответствии с таблицей В.1 настоящего приложения.
332 × 439 пикс.   Открыть в новом окне |
а-е - типы соединений элементов каркаса
Рисунок В.3 - Схемы поперечных рам одноэтажных каркасных зданий
506 × 349 пикс.   Открыть в новом окне |
а-в - типы соединений элементов каркаса
Рисунок В.4 - Схемы продольных рам одноэтажных каркасных зданий (с применением и без применения кранов)
Таблица B.1
Группы подрабатываемых территорий | Номер чертежа | Соединения | Дополнительные мероприятия по обеспечению устойчивости зданий | |
колонн и ригелей | колонн и фундаментов | |||
А Поперечные рамы | ||||
IV; IVк; III | B3, a | Шарнирно-неподвижное | Жесткое | - |
II; I; IVк | В3, б | То же | Для колонн средних рядов - жесткое, крайних - шарнирно-неподвижное | - |
II; I; IVк | B3, в | Для части колонн - шарнирно-неподвижное, для части колонн - шарнирно-подвижное | Жесткое | - |
I; IV; IIIк | В3, г | Шарнирно-неподвижное | Для колонн средних рядов - жесткое, крайних - шарнирно-неподвижное | Установка связей-распорок в одном уровне |
IIк; Iк | В3, д | То же | Для колонн средних рядов - жесткое, крайних - шарнирно-неподвижное | То же, в двух уровнях |
II; I; IVк | В3, е | Шарнирно-неподвижное | Шарнирно-неподвижное | Установка в средней части здания вертикальных связей между колоннами и связей-распорок между фундаментами |
Б Продольные рамы | ||||
IV; IVк; III | В4, а | Шарнирно-неподвижное | Жесткое | Установка в средней части здания вертикальных связей между колоннами и связей-распорок между фундаментами |
II; I; IVк | В4, б | То же | То же | То же |
I; IIк; IIIк | B4, в | Шарнирно-неподвижное | Жесткое | Установка в средней части здания вертикальных связей с применением линейно-подвижных соединений, а между фундаментами - связей-распорок в двух уровнях |
Примечание - В зданиях с мостовыми кранами на подрабатываемых территориях групп Iк и частично IIк целесообразно предусматривать выравнивание каркаса. |
Таблица В.2
Вид каркаса | Предельные горизонтальные перемещения оснований фундаментов | |
в плоскости рамы | в направлении связей | |
Из железобетонных колонн сечением площадью более 0,15 м2 | 0,002h | 0,004h |
То же, сечением площадью от 0,1 до 0,15 м2 включительно | 0,004h | 0,006h |
Из стальных колонн | 0,010h | 0,020h |
Примечание - За величину h принимается высота колонн первого яруса рамы. |
В.9 При проектировании одноэтажных каркасных производственных зданий следует, как правило, применять колонны с шагом 6 и 12 м.
Каркасы с колоннами шагом крайних рядов 6 м и средних 12-18 м с применением подстропильных конструкций допускается предусматривать на подрабатываемых территориях групп IV, III и IVк.
В.10 При проектировании одноэтажных каркасных зданий не следует учитывать перемещения оснований фундаментов:
вертикальные, если разность осадок фундаментов колонн при расчете на особое сочетание нагрузок не превышает значений, приведенных в СП 22.13330;
горизонтальные, если их значения не превышают значений предельных горизонтальных перемещений, приведенных в таблице В.2 настоящего приложения.
В.11 В случаях, когда несущая способность колонн, опирающихся на отдельно стоящие фундаменты, недостаточна для восприятия усилий от деформаций земной поверхности, а дальнейшее усиление колонн или уменьшение длины отсеков нецелесообразно, следует предусматривать устройство между фундаментами связей-распорок в одном или двух уровнях.
Связи-распорки в двух уровнях целесообразно применять на подрабатываемых территориях групп I, Iк-IIIк.
Для уменьшения в связях-распорках усилий от воздействия сдвижения грунта следует устраивать шов скольжения по площади контакта подошвы фундамента с бетонной подготовкой.
Если перечисленные мероприятия не обеспечивают требуемой несущей способности колонн, следует изменить конструктивную схему здания или предусмотреть устройство фундаментов в виде перекрестных балочных систем, сплошных железобетонных плит и т.д.
В.12 Устойчивость одноэтажных каркасных зданий (отсеков) в поперечном направлении следует обеспечивать защемлением колонн в фундаментах (см. рисунок В.3 настоящего приложения). В продольном направлении по всем средним рядам колонн необходимо устраивать блоки жесткости с вертикальными связями между колоннами (см. рисунок В.4 настоящего приложения). В пределах блока жесткости фундаменты колонн необходимо связывать связями-распорками.
Допускается обеспечивать устойчивость каркасов одноэтажных зданий установкой специальных элементов жесткости (диафрагм, колонн увеличенного сечения, многоэтажных пристроек) по продольным и поперечным рядам колонн.
Для снижения усилий в вертикальных связях при неравномерных деформациях основания их следует выполнять с применением линейно-подвижных соединений, допускающих возможность перемещения колонн связевого блока при неравномерных осадках относительно связей (см. рисунок В.4 настоящего приложения).
Устойчивость многоэтажных зданий в поперечном и продольном направлениях следует обеспечивать защемлением колонн в фундаментах, устройством между колоннами вертикальных связей или выполнением жестких узлов соединений ригелей с колоннами.
Вертикальные связи, обеспечивающие пространственную устойчивость здания или его отсеков, следует группировать в пространственные блоки в средней части здания (отсека). Для обеспечения совместной работы каркаса и пространственных блоков необходимо, чтобы перекрытия имели достаточную жесткость в горизонтальной плоскости.
В.13 Предельные длину и ширину отсека каркасного здания следует определять в зависимости от расчетных величин деформаций земной поверхности.
Деформационные швы между отсеками следует проектировать в виде парных рам или шарнирно-подвижного опирания пролетных конструкций и перекрывать их компенсаторами с заделкой эластичным заполнителем.
В.14 Для покрытий одноэтажных каркасных зданий следует, как правило, применять наиболее простые статически определимые конструкции.
В.15 Целесообразность применения неразрезных систем покрытий следует в каждом случае обосновывать статическим расчетом на неравномерные деформации основания.
В.16 Применение в качестве покрытий складчатых, тонкостенных пространственных конструкций (сводов-оболочек) и т.п. должно быть обосновано статическим расчетом с учетом воздействия неравномерных деформаций основания, динамических воздействий технологического оборудования, подвесных или мостовых кранов, необходимости (в отдельных случаях) выравнивания здания и других факторов.
В.17 Для защиты покрытий каркасных зданий от попадания воды при повреждениях кровли вследствие неравномерных деформаций основания в местах примыкания перекрытия к торцовым и продольным (при внутреннем водостоке) стенам следует устраивать в местах примыкания покрытий соседних пролетов компенсаторы (с теплоизоляцией на деформационных швах), а также предусматривать в местах установки компенсаторов и в швах между плитами покрытия дополнительные слои усиления гидроизоляционного ковра шириной 1 м.
В.18 В качестве ограждающих конструкций для каркасных зданий следует применять унифицированные крупноразмерные стеновые панели, обеспечивая их податливое крепление к элементам каркаса здания таким образом, чтобы нагрузки на ограждающие конструкции от деформирования каркаса были минимальными или совсем исключались.
Стеновые ограждающие конструкции следует закреплять в двух углах по горизонтали шарнирно-подвижно, а в двух других - шарнирно-неподвижно. Допускаемую разность осадок смежных колонн здания Δh следует определять по формуле
,
где Δn - величина зазора между стеновыми панелями;
l - расстояние между осями смежных колонн;
Hn - высота стеновой панели.
В.19 При применении самонесущих каменных стен следует предусматривать их разрезку у колонн каркаса здания с опиранием на рандбалки и креплением к элементам каркаса. Внутренние стены, проходящие по осям каркаса здания, следует крепить к колоннам гибкими анкерами и предусматривать зазоры не менее 50 мм в местах примыкания к наружным стенам, плитам и ригелям и в местах пересечения их технологическими и санитарно-техническими трубопроводами.
В.20 Жесткие полы по грунту (бетонные, ксилолитовые и др.) необходимо проектировать с разрезкой их на карты со сторонами не более 6 м. Ширину шва между картами следует определять по формуле (5.4), в которой за величину L0 следует принимать расстояние между центрами смежных карт в рассматриваемом направлении. Швы между картами следует заделывать эластичным заполнителем. Допускается использовать бетонный армированный пол в качестве связей-распорок. В этом случае его не следует разрезать на карты.
В.21 Стены лестничных клеток допускается использовать в качестве блоков жесткости, обеспечивающих пространственную устойчивость здания (отсека).
Размеры проемов в перекрытиях под оборудование и коммуникации следует назначать с учетом их возможных взаимных смещений в горизонтальной плоскости. Необходимо предусматривать возможность рихтовки оборудования в процессе подработки.
В.22 В производственных зданиях в качестве подъемно-транспортных средств следует отдавать предпочтение подвесному и напольному подъемно-транспортному оборудованию.
Для обеспечения нормальной работы кранов следует предусматривать возможность рихтовки подкрановых конструкций, регулировки подвесок.
В.23 В зданиях с мостовыми кранами следует применять разрезные подкрановые балки.
В местах разделения здания на отсеки следует предусматривать консольное опирание подкрановых балок или устройство специальных балок-компенсаторов, деформационную способность которых следует определять в зависимости от ожидаемой величины деформационного шва.
В.24 Габариты приближения кранов к элементам здания необходимо назначать с учетом возможных рихтовок крановых путей. Допускается увеличение высоты надкрановой части колонны или применение металлических подкрановых балок с пониженной опорной частью.
В.25 Величина наклона подкранового пути мостовых кранов, вызванного деформациями земной поверхности, не должна превышать следующие предельные значения:
в | поперечном | направлении | i=4·10-3; |
" | продольном | " | i=6·10-3. |
Необходимую степень рихтовки путей и габариты приближения кранов следует определять исходя из расчетных деформаций земной поверхности и предельных значений наклонов подкрановых путей.
После окончания активной стадии сдвижения земной поверхности подкрановые пути должны быть отрихтованы в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.