ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 апреля 2016 г. N 172-П О схеме территориального планирования части территории Челябинской области применительно к главному планировочному узлу города Челябинска (территория Челябинской агломерации)
В целях обеспечения устойчивых, благоприятных и комфортных условий жизнедеятельности населения в современных социально-экономических условиях Челябинской области путем комплексного решения вопросов территориального планирования, направленного на формирование и эффективное развитие единого социально-экономического и инвестиционного пространства с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, природно-экологическим каркасом на территории, образованной городом Челябинском и смежными с ним муниципальными образованиями, в соответствии со статьей 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую схему территориального планирования части территории Челябинской области применительно к главному планировочному узлу города Челябинска (территория Челябинской агломерации).
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Председатель
Правительства
Челябинской области
Б.А.ДУБРОВСКИЙ
Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 20 апреля 2016 г. N 172-П
Схема территориального планирования части территории Челябинской области, применительно к главному планировочному узлу города Челябинска (территория Челябинской агломерации)
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
В соответствии со Схемой территориального планирования Челябинской области (утверждена Постановлением Правительства Челябинской области об утверждении СТП ЧО N 389-П от 24.11.2008 г.) территория г. Челябинска и шести прилегающих к нему муниципалитетов составляют внесистемную территориальную единицу - агломерацию. Одно из наиболее конкретных определений агломерации - это определение агломерации как связанной городской территории с общим населением не менее 500 тыс. чел., состоящая из ядер (территорий, не менее 50 % которых проживает в "густонаселенных районах" и численность населения которых составляет не менее 50 тыс. чел.) и периферии (территорий, не менее 15 % населения которых работает в одном из ядер). Таким образом, агломерацию формирует и объединяет прежде всего возможность ежедневных маятниковых поездок, особенно трудовых.
Изменение социально-экономической ситуации существенно влияет на градостроительную концепцию формирования и развития территорий. Во главу угла ставятся вопросы формирования "человеческого капитала" - приоритет отдается не столько экономике, сколько культуре жизнедеятельности, прежде всего, на формирование условий социальной среды, требуемые для обеспечения экологической стабильности и привлекательности населенных пунктов. Особенно это проявляется в крупных, крупнейших городах, имеющих наиболее разнообразный спектр положительных и отрицательных моментов в своей жизнедеятельности.
В связи с этим основные задачи:
принципы формирования социальной среды поселений;
основные направления преобразования территорий на основе экономического потенциала поселения и объективных закономерностей его развития;
основные направления развития жилых территорий;
основные направления развития социальной, инженерно-транспортной инфраструктуры;
сохранение, восстановление и воспроизводство природного комплекса;
основы безопасности среды жизнедеятельности поселений.
Для положительного решения задач выбора направлений дальнейшего развития (преобразования территорий) области имеются следующие предпосылки:
благоприятные природно-климатические условия;
благоприятная экологическая обстановка на большей части территории агломерации;
достаточность территориальных ресурсов;
огромный рекреационный потенциал территории (наличие лесных массивов, водных объектов, природных, исторических и культурных достопримечательностей);
прохождение по территории области мощных широтных транспортных магистралей федерального и международного значения: автодорог М-5, 36, 51, Е-30, 123 и транссибирской железнодорожной магистрали Москва - Владивосток с ответвлениями в меридиональном направлении - на Екатеринбург и Оренбург и Казахстан;
наличие аэропорта, имеющего статус международного (г. Челябинск);
наличие научно-исследовательской базы, развитой системы высшего образования;
необходимый производственный и квалификационный потенциал;
относительно благоприятные условия для развития сельского хозяйства.
Наряду с этим сдерживающими развитие области моментами являются:
комплекс проблем, связанных с экономикой (конкурентоспособность, структура экономики, состояние основных фондов и т.д.);
проблема обеспечения водой питьевого качества ряда муниципальных образований, в основном в южной, юго-восточной части области;
неблагоприятные планировочные условия на части территории области: наличие территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению (ВУРС); территорий, нарушенных хозяйственной деятельностью промышленных предприятий, заболоченные;
расположение части городских и сельских поселений в зоне влияния радиоактивного источника загрязнения;
невысокий уровень развития социальной инфраструктуры населенных пунктов, в особенности сельских.
Расчетные сроки:
Исходный год - 2015 г.;
Расчетный срок - 2040 г.
Сложившиеся объективные процессы стихийной бессистемной урбанизации территорий вокруг г. Челябинска диктуют необходимость подготовки документа территориального планирования, направленного на формирование и эффективное развитие единого социально-экономического и инвестиционного пространства с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, природно-экологическим каркасом на территории, образованной Челябинским городским округом и смежными с ним муниципальными образованиями, в целях:
создания устойчивых, благоприятных и комфортных условий жизнедеятельности населения в современных социально-экономических условиях;
повышение конкурентоспособности экономики Челябинской области и обеспечение стабильного притока ресурсов в регион;
регулирование внутренней миграции из малых и средних городов в региональный центр;
повышение эффективности управления;
контроль развития города-ядра и предотвращение перенасыщенности и избыточного давления на инфраструктуру;