закупка российского оборудования, материалов и услуг;
выполнение требований, установленных статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
финансирование мероприятий региональной программы из бюджетов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований в части, относящейся к этим муниципальным образованиям;
софинансирование мероприятий региональной программы за счет средств частных инвесторов;
наличие в региональной программе мероприятий по совершенствованию системы управления сектором водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе по переходу на метод образования долгосрочных тарифов, создание условий для заключения (или заключение) концессионных соглашений и других мероприятий по реформированию отношений в указанном секторе;
отсутствие в программе мероприятий, реализуемых за счет бюджетного финансирования в рамках иных утвержденных федеральных или ведомственных программ (в том числе мероприятий по оснащению приборами учета энергетических ресурсов в рамках реализации Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Мероприятия региональных программ должны учитывать динамику объема потребления коммунальных ресурсов в результате повышения энергосбережения и энергетической эффективности и роста уровня тарифов.
Региональные программы должны содержать целевые индикаторы и показатели их реализации, предусмотренные в приложении N 2 к Программе. Помимо указанных показателей региональные программы должны включать показатели, характеризующие уровень заболеваемости населения по специфичным для региона заболеваниям и хроническим болезням, связанным с низким качеством питьевой воды.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Предельный (прогнозный) объем финансирования Программы в 2011 - 2017 годах за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета составит 9 млрд. рублей. Указанный объем бюджетных ассигнований федерального бюджета направляется на софинансирование региональных программ, осуществляемое в виде предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.
В 2011 - 2017 годах предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет всех источников финансирования составит 331,8 млрд. рублей, в том числе за счет:
бюджетных ассигнований федерального бюджета - 9 млрд. рублей;
средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 9 млрд. рублей;
средств внебюджетных источников - 313,8 млрд. рублей.
Бюджетные ассигнования федерального бюджета направляются на капитальные вложения.
Предельный (прогнозный) объем финансирования Программы приведен в приложении N 5.
Указанный объем финансирования определен:
исходя из существующих расходов бюджетов всех уровней на капитальные вложения в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, составляющих около 18 процентов общего объема капитальных вложений;
исходя из возможностей по привлечению заемных средств на реализацию инвестиционных программ в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
При степени износа водопроводных и канализационных сетей, составившей в 2009 году 42 процента и 36 процентов соответственно, инвестиционный потенциал сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в части замены водопроводных и канализационных сетей составляет не менее 400 млрд. рублей.
V. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, которое осуществляет текущее управление Программой и несет ответственность за ее результаты.
Средства федерального бюджета, предусматриваемые на поддержку региональных программ, предоставляются в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий региональных программ в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, приведенными в приложении N 3 к Программе.
Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в целях обеспечения реализации мероприятий Программы осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Контроль и организация комплексных проверок за ходом реализации Программы возлагаются непосредственно на государственного заказчика. К сведениям, содержащимся в промежуточных отчетах и годовых докладах о ходе реализации Программы, должен быть обеспечен открытый доступ.
Мониторинг и контроль за реализацией региональных программ, софинансирование которых за счет средств федерального бюджета обеспечивается в рамках настоящей Программы, осуществляется в соответствии с порядком мониторинга и контроля за реализацией региональных программ, разработка которого предусмотрена планом мероприятий, приведенным в приложении N 4 к Программе.
Оценка эффективности реализации региональных программ, софинансирование которых за счет средств федерального бюджета обеспечивается в рамках Программы, осуществляется в соответствии с порядком оценки эффективности использования бюджетных ассигнований на поддержку региональных программ, разработка которого предусмотрена планом мероприятий, приведенным в приложении N 4 к Программе.
По результатам оценки эффективности реализации региональных программ государственный заказчик ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным, представляет в Правительство Российской Федерации доклад о результатах реализации мероприятий региональных программ, в том числе с учетом институциональных преобразований.
Предоставляемые средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие цели.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в реализации Программы, ежеквартально представляют государственному заказчику Российской Федерации отчеты о ходе реализации Программы, в том числе об использовании средств федерального бюджета, предоставленных в виде субсидий.
По результатам реализации Программы государственный заказчик подготавливает и до 1 марта 2018 г. представляет в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклад о выполнении Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы
Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы будет осуществляться на основе системы целевых показателей и индикаторов (далее - система индикаторов). Система индикаторов обеспечит мониторинг динамики изменений в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод за отчетный период, равный году, с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.
Методика оценки эффективности реализации Программы приведена в приложении N 6.
Методика расчета целевых показателей и индикаторов Программы приведена в приложении N 7.
Мониторинг реализации Программы будет проводиться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально с предоставлением информации о достигнутых результатах государственному заказчику Программы.
Ожидается, что в результате реализации Программы будет достигнут рост обеспеченности населения питьевой водой, соответствующей установленным нормативным требованиям, и доступа к централизованным системам водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, что приведет к повышению качества жизни граждан, снижению заболеваемости, связанной с распространением кишечных инфекций и антропогенным воздействием биологических и химических загрязнений.
Переход на долгосрочное регулирование тарифов в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод приведет к сокращению операционных расходов, что позволит сдерживать рост тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод одновременно с повышением качества предоставляемых услуг.
Реализация Программы к концу 2017 г. позволит:
увеличить долю населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности;
сократить потерю воды в сетях централизованного водоснабжения с одновременным снижением числа аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
увеличить долю сточных вод, соответствующих нормативам.
Результатом реализации Программы станет переход на долгосрочное регулирование тарифов методом доходности инвестированного капитала, что обеспечит увеличение доли капитальных вложений в структуре расходов организаций, а также повышение инвестиционной активности частных инвесторов, что приведет к увеличению финансовой устойчивости организаций.
При изменении объемов бюджетного и внебюджетного финансирования Программы в установленном порядке проводится корректировка целевых индикаторов и их значений.
Приложение N 1
к федеральной целевой
программе "Чистая вода"
на 2011 - 2017 годы
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ