Письмо Минфина России от 25 июля 2016 г. N 02-06-10/43383

Письмо Минфина России от 25 июля 2016 г. N 02-06-10/43383

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо по вопросу проведения администрацией муниципального района взаимозачета без зачисления в доходную часть бюджета муниципального района суммы дебиторской задолженности муниципального унитарного предприятия по компенсации затрат бюджета на приобретение топлива и без отражения в расходной части бюджета бюджетных ассигнований на возмещение муниципальному унитарному предприятию недополученных (выпадающих) доходов, а также без решения представительного органа муниципального образования о случаях и порядке представления субсидий юридическим лицам на возмещение недополученных (выпадающих) доходов, и сообщает.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" Министерством финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, а также не даются разъяснения действующего законодательства Российской Федерации и практики его применения.
Вместе с тем, Департамент считает необходимым сообщить следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно положениям пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Также необходимо отметить, что согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий.
С учетом изложенного, субсидии из местного бюджета муниципальному унитарному предприятию на возмещение муниципальному унитарному предприятию недополученных (выпадающих) доходов, а также возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг могут быть предоставлены в случае, если соответствующие цель и порядок предоставления субсидии предусмотрены в муниципальном правовом акте, регулирующем предоставление субсидий юридическим лицам.
В соответствии с пунктом 11 статьи 161 Бюджетного кодекса положения, установленные статьей 161 Бюджетного кодекса, распространяются на органы местного самоуправления (муниципальные органы) с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов. При этом доходы, полученные муниципальным органом, поступают в бюджет муниципального образования.
При этом обращаем внимание, что в соответствии с нормами, установленными статьей 215.1 Бюджетного кодекса, исполнение местного бюджета осуществляется на основе единства кассы и подведомственности расходов.
Положениями статьи 38.2 Бюджетного кодекса устанавливается принцип единства кассы, согласно которому зачисление всех кассовых поступлений в местный бюджет и осуществление всех кассовых выплат из местного бюджета осуществляются с единого счета местного бюджета, за исключением операций по исполнению местного бюджета, осуществляемых в соответствии с муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 219 Бюджетного кодекса при исполнении бюджета по расходам предусматривается принятие и учет бюджетных и денежных обязательств, подтверждение денежных обязательств, санкционирование оплаты денежных обязательств, подтверждение исполнения денежных обязательств. При этом исполнение бюджета по расходам путем прекращения обязательства зачетом статьей 219 Бюджетного кодекса не предусмотрено. Кроме того положениями статьи 218 Бюджетного кодекса не предусмотрено исполнение бюджета по доходам путем зачета встречного требования.
Учитывая изложенное, оформление акта о зачете взаимных требований между администрацией муниципального района и муниципальным унитарным предприятием района противоречит бюджетному законодательству Российской Федерации.
Обязательные общие требования к учету органами местного самоуправления нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов на соответствующих счетах Единого плана счетов определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция 157н).
В соответствии с пунктом 4 Инструкции 157н при ведении бухгалтерского учета орган местного самоуправления (субъект учета) обеспечивает формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых им обязательствах, полученных финансовых результатах.
Единый порядок ведения бюджетного учета в органах местного самоуправления, казенных учреждениях и иных юридических лицах, осуществляющих согласно законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, в финансовых органах соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция 162н).
Порядок отражения операций по приобретению органом местного самоуправления топлива (каменного угля) и операций по поставке его в муниципальное унитарное предприятие урегулирован пунктами 23, 26 Инструкции 162н. Порядок отражения расчетов по доходам, в том числе расчетов по доходам от возмещения затрат органа местного самоуправления на приобретение топлива, определен пунктом 78 Инструкции 162н.
Директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе
С.В. Романов