Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 июля 2016 г. N 03-07-11/43314

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 июля 2016 г. N 03-07-11/43314

Вопрос: В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) муниципальное казенное учреждение, подведомственное Администрации города, осуществляет приносящую доходы деятельность (услуги столовой - реализация готовых блюд и полуфабрикатов), такое право предусмотрено в его учредительном документе. Однако данные платные услуги не связаны с выполнением муниципальных работ, оказанием муниципальных услуг или выполнением муниципальных функций. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в местный бюджет в соответствии со статьей 41 БК и являются неналоговыми доходами бюджета. Руководствуясь пунктом 2 статьи 161 БК РФ, финансовое обеспечение деятельности учреждения полностью осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии со статьей 41 Налогового кодекса РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки, и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ.
Таким образом, учитывая, что доходы от платных услуг не поступают в распоряжение казенного учреждения, считаем, что объект налогообложения по налогу на прибыль у казенного учреждения отсутствует, при заполнении налоговой декларации в графах "доходы", "расходы", "налоговая база" следует указывать ноль. Просим разъяснить, правомерна ли изложенная позиция при исчислении налога на прибыль?
А также просим ответить, должно ли казенное учреждение уплачивать НДС с услуг столовой в данном случае?
Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость в отношении деятельности казенного муниципального учреждения Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
На основании подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитывались доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
Положения указанной нормы подлежали применению только в случаях, когда услуги (работы) и иные функции, оказываемые (выполняемые) казенными учреждениями за плату, относились к государственным и (или) муниципальным.
В остальных случаях средства, получаемые казенными учреждениями за оказанные услуги (выполняемые работы) и иные функции, подлежали учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в подпункт 33.1 пункта 1 статьи 251 Кодекса внесены изменения, согласно которым с 1 января 2015 года при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ).
Таким образом, с 1 января 2015 года доходы казенных учреждений, полученные от оказания услуг (выполнения работ) за плату, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, независимо от того, относятся оказываемые услуги (выполняемые работы) к государственным и (или) муниципальным или нет. При этом доходы от реализации казенным учреждением товаров подлежат обложению налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Что касается применения казенным муниципальным учреждением налога на добавленную стоимость, то в соответствии с подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 Кодекса не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. При этом исключения из объектов налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации товаров, осуществляемых казенными муниципальными учреждениями, указанным подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 Кодекса не предусмотрено.
Таким образом, операции по реализации товаров, осуществляемые казенным муниципальным учреждением, облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
О.Ф. Цибизова