Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 июля 2016 г. N 03-03-06/3/43147

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 июля 2016 г. N 03-03-06/3/43147

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу порядка учета некоммерческой организацией в целях налогообложения прибыли организаций курсовых разниц и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к доходам для целей налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 НК РФ) и внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.
Согласно положениям пункта 2 указанной статьи НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению по перечню таких поступлений, поименованных в данном пункте. При этом налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
К указанным целевым поступлениям отнесены, в том числе, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 ГК РФ.
Таким образом, если пожертвование некоммерческой организации отвечает требованиям ГК РФ (в том числе, в части направленности деятельности указанных учреждений на достижение общеполезных целей), и при этом соблюдаются условия, установленные в подпункте 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ, то доход в виде указанного пожертвования не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
По мнению Департамента, покупка валюты для оплаты приобретаемых некоммерческой организацией в рамках уставной некоммерческой деятельности услуг иностранных контрагентов (экспертов) являются операциями, связанными с целевым использованием пожертвований. В этой связи по данным операциям курсовые разницы, возникающие в результате переоценки остатков средств в иностранной валюте по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Вместе с тем, если некоммерческая организация приобретает валюту за счет доходов, полученных от предпринимательской деятельности, и направляет её для осуществления уставной некоммерческой деятельности, то курсовые разницы, возникающие в результате переоценки средств в иностранной валюте, подлежат учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Министерства Финансов Российской Федерации от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направленное мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
А.С. Кизимов