Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 июля 2016 г. N 03-03-06/2/42416

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Согласно пункту 2 статьи 64 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ) по решению общего собрания акционеров членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.
В силу нормы статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Для целей налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.
В соответствии с пунктом 48.8 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм вознаграждений и иных выплат, осуществляемых членам совета директоров.
Таким образом, расходы в виде вознаграждений, указанных в пункте 2 статьи 64 Федерального закона N 208-ФЗ, в расходах для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются.
При этом сообщаем, что выплаты, производимые физическим лицам на основании трудовых и (или) гражданско-правовых договоров, относятся на расходы в общеустановленном порядке. Выплаты, производимые на основании вышеуказанных договоров в пользу физического лица - члена совета директоров, но не связанные с выполнением им функций члена совета директоров, также могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.
В части налогообложения доходов физических лиц сообщаем.
Согласно статье 41 НК РФ доходом является экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
Таким образом, оплата организацией за физических лиц, являющихся исполнителями по гражданско-правовым договорам, стоимости проезда и проживания в месте выполнения работ (оказания услуг) признается доходом налогоплательщиков, полученным в натуральной форме.
С учетом пункта 1 статьи 211 НК РФ суммы такой оплаты, производимой организацией, включаются в налоговую базу указанных физических лиц.
Кроме того, доходы физических лиц - исполнителей по гражданско-правовым договорам в виде сумм возмещения организацией их расходов, связанных с оказанием услуг по таким договорам, с учетом статей 41 и 210 НК РФ также подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Вместе с тем сообщаем, что в случае, если расходы на проезд и проживание в целях оказания услуг по договору гражданско-правового характера были понесены самим налогоплательщиком, то такой налогоплательщик в соответствии с пунктом 2 статьи 221 НК РФ имеет право на получение профессионального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме таких расходов, подтвержденных документально.
Одновременно сообщаем, что мнение, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Врио директора Департамента
В.А. Прокаев