Письмо Федеральной налоговой службы от 20 июля 2016 г. N ОА-3-17/3315@ "О рассмотрении обращения"

Федеральная налоговая служба, рассмотрев интернет-обращение, сообщает следующее.
Частью 7 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) установлена обязанность физических лиц - резидентов по представлению налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - отчетов) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N 1365 "О порядке представления физическими лицами - резидентами - налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 1365).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 6 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ резидентами признаются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года.
По мнению ФНС России, статус нерезидента для граждан Российской Федерации начинает действовать:
- для лиц, постоянно проживающих в иностранном государстве - после одного года, исчисляемого с момента, как лицо получило право на постоянное проживание в иностранном государстве, подтвержденное документом уполномоченного государственного органа соответствующего иностранного государства, в том числе видом на жительство, при условии, что период фактического пребывания таких граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации не прерывался;
- для лиц, временно пребывающих в иностранном государстве на основании рабочей визы или учебной визы - после одного года непрерывного пребывания, исчисляемого с момента выезда из Российской Федерации, и только в период нахождения за пределами территории Российской Федерации.
Статус нерезидента, прерванный возвращением на территорию Российской Федерации, может быть приобретен гражданином Российской Федерации вновь при соблюдении условий, предусмотренных подпунктом "а" пункта 6 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ.
Учитывая изложенное, у физических лиц - нерезидентов, являющихся гражданами Российской Федерации, не возникает обязанности, установленной частью 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ. Однако при приобретении физическим лицом - нерезидентом, являющимся гражданином Российской Федерации, статуса резидента, на него распространяется обязанность, предусмотренная частью 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ.
Таким образом, по мнению ФНС России, физическое лицо, обязано представить отчет за тот отчетный период (год), в котором оно приобрело статус "валютного резидента". В соответствии с пунктом 2 Правил представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1365, отчет представляется до 1 июня года, следующего за отчетным.
Одновременно сообщаем, что предложения будут учтены ФНС России в рамках организованной Минфином России работы по разработке проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 131 Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", направленного, в том числе, на изменение понятия "валютного резидентства".
Обращаем внимание, что разъяснения по вопросам законодательства о валютном регулировании и валютном контроле размещены на главной странице официального сайта ФНС России (www.nalog.ru) в разделе "Часто задаваемые вопросы".
Настоящее разъяснение (письмо) не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования валютных отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует резидентам (нерезидентам) руководствоваться нормами валютного законодательства Российской Федерации в понимании отличном от положений настоящего письма.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
А.Л. Оверчук