Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 июля 2016 г. N 03-04-06/41463

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо и по вопросам налогообложения в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
1. По земельному налогу
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Кодекса, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, в случае, если кадастровая стоимость земельного участка была изменена по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании заявления, поданного в 2015 году, организация вправе применять измененную кадастровую стоимость земельного участка в целях исчисления земельного налога с 2015 года до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки.
2. По налогу на доходы физических лиц
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.
В статье 823 Гражданского кодекса Российской Федераций установлено, что договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит).
В случае получения коммерческого кредита налогоплательщику фактически передаются в пользование средства, которые он должен был заплатить продавцу (кредитору), но не заплатил в силу предоставления такого кредита. В связи с этим при предоставлении организацией физическому лицу рассрочки по уплате цены договора в полном объеме применяются положения подпункта 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса о признании материальной выгодой экономии на процентах за пользование налогоплательщиком полученными им заемными (кредитными) средствами.
Также обращаем внимание, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 212 Кодекса доходом налогоплательщика в виде материальной выгоды также является материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок. Такой доход в виде материальной выгоды, в соответствии с пунктом 4 статьи 212 Кодекса, может возникнуть в случае превышения рыночной стоимости приобретаемых налогоплательщиком акций организации над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 статьи 226 Кодекса налоговыми агентами признаются российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 Кодекса.
Таким образом, организация, в результате отношений с которой налогоплательщик получил доход в виде материальной выгоды от приобретения ценных бумаг, является налоговым агентом и в связи с этим обязана в установленном порядке исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить исчисленную сумму налога в соответствующий бюджет.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Р.А. Саакян