Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 ноября 2016 г. N 03-07-11/68968

Вопрос: В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества и основными направлениями приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.07.2013 г. и во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 г. N 1914-р, Акционерное общество (далее - АО) осуществляет от имени Российской Федерации функции продавца объектов недвижимого имущества путем продажи на аукционе и посредством публичного предложения в соответствии с условиями Агентского договора, заключенного с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации, операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную или муниципальную казну (далее - Имущество), не входят в перечни операций, не признаваемых объектом налогообложения, приведенных в ст. 146 и ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно ст. 161 НК РФ, при реализации (передаче) такого Имущества, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого Имущества с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Просим сообщить мнение Министерства финансов Российской Федерации о порядке уплаты НДС от реализации государственного и муниципального имущества в случае, когда покупателем Имущества является физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем. Кто в рассматриваемом случае признается налоговым агентом, обязанным исчислить и перечислить в бюджет сумму НДС? Признается ли Росимущество налоговым агентом в случае приобретения федерального имущества физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем?
Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость при реализации государственного или муниципального имущества, составляющего государственную или муниципальную казну, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
При реализации (передаче) указанного имущества физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, налог на добавленную стоимость уплачивается в бюджет в общеустановленном порядке лицами, осуществляющими операции по реализации (передаче) данного имущества.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
О.Ф. Цибизова