Распоряжение Департамента культурного наследия г. Москвы от 23 ноября 2016 г. N 547 "Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Останкино, конец XVIII в.: - Церковь Троицы, 1683 г., арх. Павел Потехин"

В соответствии со статьями 9.1 и 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", пунктами 8 и 9 Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13 января 2016 г. N 28:
1. Утвердить предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Останкино, конец XVIII в.: - Церковь Троицы, 1683 г., арх. Павел Потехин", расположенного по адресу: ул. 1-я Останкинская, д. 7, стр. 2 (адрес в соответствии с актом органа государственной власти об отнесении объекта к памятникам истории и культуры: ул. 1-я Останкинская, д. 5), согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Департамента культурного наследия города Москвы - главного археолога города Москвы Л.В. Кондрашева.
Руководитель
А.А. Емельянов
Приложение
к распоряжению Департамента
культурного наследия г. Москвы
от 23 ноября 2016 г. N 547

Предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Останкино, конец XVIII в.: - Церковь Троицы, 1683 г., арх. Павел Потехин", расположенного по адресу: ул. 1-я Останкинская, д. 7, стр. 2 (адрес в соответствии с актом органа государственной власти об отнесении объекта к памятникам истории и культуры: ул. 1-я Останкинская, д. 5)

Предметом охраны объекта культурного наследия являются:
местоположение и градостроительные характеристики здания церкви 1678-1692, 1877-1878 годов, участвующего в застройке улицы 1-я Останкинская, его роль в композиционно-планировочной структуре ансамбля "Усадьбы Останкино" и квартала;
объемно-пространственная композиция квадратного в плане здания церкви 1678-1692 годов на высоком подклете, включающего двусветный бесстолпный четверик храма с пониженным объемом полукруглой апсиды с трехлепестковым членением внутри, завершенный пятиглавием на горке килевидных кокошников, боковые симметричные двусветные приделы с пониженными относительно центральной полукруглыми апсидами, завершенные ярусами кокошников и луковичными главами; трехчастная паперть-гульбище, охватывающая храм с приделами с трех сторон; а также три крыльца с лестницами и колокольней по оси с шатровыми завершениями 1877-1878 годов (архитектор Н.В. Султанов), включая высотные отметки по венчающим карнизам, килевидным кокошникам, каменному шатру колокольни;
крыши, главы с крестами и шатер южного крыльца, их конструкция, конфигурация, материал, характер кровельного покрытия, в том числе высотные отметки по конькам кровли, включая чердачные окна и их оформление;
композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов здания 1678-1692, 1877-1878 годов, включая размер, форму, местоположение и оформление оконных и дверных проемов, в том числе белокаменный цоколь и нижнюю часть подклета, наугольные пилястры, рамочные с треугольными фронтончиками наличники окон подклета и завершающий его широкий профилированный карниз с валиком и поясом поребрика, полуколонки в простенках апсид; горизонтальные ряды ширинок верхнего яруса паперти-гульбища и вертикальные ряды перспективных ширинок с цветными изразцами внутри на фасадных углах и в простенках приделов, а также строенные короткие полуколонки на углах верхнего яруса храма с поясом белокаменных балясин в антаблементе, венчающие раскрепованные карнизы с фризовыми поясами поребрика, городков, аркатурных поясков, два ряда в разбежку перспективных кокошников с килевидными архивольтами в завершении четверика и приделов, квадратные постаменты с кокошниками и высокие тонкие шеи глав с аркатурно-колончатыми поясами, узкими оконными проемами и венчающими карнизами с уступчатым дробным фризом; а также рамочные ниши и колончатые наличники оконных проемов и киотов, включая объемные крупные и мелкие элементы наборных колонок с белокаменными дыньками посредине, подоконные карнизные полочки с консолями, килевидные и двойные с гирькой завершения, в том числе с коронами из крупных граненых лучей, а также декоративная окантовка по внутреннему краю арочек радиально направленными зубчиками (с учетом реставрационных работ 2010-2011 годов);
композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов колокольни 1678-1692, 1877-1878 годов, включая размер, форму, местоположение и оформление оконных и дверных проемов, в том числе арочные проемы, опирающиеся на квадратные пилоны с широкими архивольтами и профилированными импостами в нижнем уровне двухъярусного четверика, наугольные пилястры с вертикальными поясами перспективных ширинок с изразцами внутри, зигзагообразный рельефный пояс, венчающие ярус карниз с городчатым белокаменным фризом, верхний раскрепованный полуярус, обработанный рядами маленьких квадратных ширинок с белокаменными кубышками внутри, киоты в центре в наборных наличниках с кубышками и корончатым навершием, разрывающим венчающий карниз, сетка маленьких ширинок по раскрепованному парапету в основании восьмерика открытого яруса звона, аркада восьмерика на рельефных пилонах с импостными капителями и килевидными архивольтами, граненый с гуртами шатер с кокошниками и двумя рядами слухов-резонаторов в колончатых наличниках с килевидными архивольтами и фронтончиками, а также профилированный карниз с поясом кокошников в основании граненого с узкими нишками барабана главы (с учетом реставрационных работ 2010-2011 годов);
композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов крылец с лестницами 1678-1692, 1877-1878 годов, включая размер, форму, местоположение и оформление ниш и проемов, а также пилоны с накладными парными пилястрами с плоскими капителями, наборными висячими колонками по бокам, и пилоны с вертикальными рядами ширинок и килевидными перспективными нишками, ползучие арки, в том числе строенные и сдвоенные арочки с гирькой, объединенные полуциркульным архивольтом, парапеты лестниц с поясами перспективных филенок с розетками, валики, широкие многообломные венчающие карнизы и два ряда килевидных вразбежку кокошников в основании граненого шатра южного крыльца (с учетом реставрационных работ 2010-2011 годов);
материал и характер отделки фасадных поверхностей: белокаменный цоколь и нижняя часть подклета, белокаменные элементы декора, фасонный, лекальный и профильный кирпич, декоративные вставки из поливных изразцов, кирпичная кладка "узорочного" характера (с учетом реставрационных работ 2010-2011 годов);
колористическое решение фасадов XVIII-XIX веков;
пространственно-планировочная структура здания в пределах капитальных стен, пилонов, прямоугольных и арочных проемов и перекрытий 1678-1692 годов;
капитальные стены, пилоны и перекрытия 1678-1692 годов, их конструкции и материал, включая сводчатые перекрытия;
лестницы XVII-XIX веков, их местоположение, конструкции, материал, включая внутристенную белокаменную лестницу на колокольню, лестницы паперти и крылец в парапетных ограждениях;
архитектурно-художественное оформление интерьеров здания церкви, включая три перспективных портала с парными резными полуколонками проходов из галереи в храм и боковые приделы, нижняя часть главного "флемской резьбы" девятиярусного иконостаса конца XVII - начала XVIII века, масляная живопись по стенам и сводам 1840-х годов, включая росписи в технике "гризайль", имитирующие архитектурный и лепной декор в основании и по своду храма - пояса меандра, карнизы на кронштейнах с аканфовыми листьями, а также пересекающиеся в замке арки по граням сомкнутого свода и пышное обрамление световых отверстий пяти световых барабанов, гризайльная роспись, имитирующая рельефную резьбу обрамления многофигурных сюжетных картин-икон различной величины по стенам; глухое ограждение хор с профилированными тягами и карнизами, покрытие пола - метлахская плитка (с учетом реставрационных работ 2010-2011 годов);
столярные заполнения оконных и дверных проемов XVIII-XIX веков, их материал, характер оформления, колористическое решение, включая скобяные приборы, а также металлические решетки оконных проемов и створки дверей (с учетом реставрационных работ 2010-2011 годов).
Изменение предмета охраны может быть осуществлено в порядке и случаях, предусмотренных законодательством об объектах культурного наследия.