Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 2 августа 2016 г. N 03-03-06/1/45291

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение об учете неверно исчисленных сумм резерва на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 292 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) банки вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных статьей 266 НК РФ, создавать резерв на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам (далее - резервы на возможные потери по ссудам) в порядке, предусмотренном статьей 292 НК РФ.
Суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", признаются расходом с учетом ограничений, предусмотренных статьей 292 НК РФ.
Указанный порядок установлен в Положении Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение Банка России от 26.03.2004 N 254-П).
Так, в соответствии с пунктом 1.3 Положения Банка России от 26.03.2004 N 254-П названный резерв формируется кредитной организацией при обесценении ссуды (ссуд), то есть при потере ссудой стоимости вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде перед кредитной организацией либо существования реальной угрозы такого неисполнения (ненадлежащего исполнения) (кредитный риск по ссуде).
Суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, сформированные с учетом положений пункта 1 статьи 292 НК РФ в целях налогообложения прибыли включаются в состав внереализационных расходов в течение отчетного (налогового) периода (пункт 2 статьи 292 НК РФ). При этом датой признания расходов в виде сумм отчислений в резервы, формируемые в соответствии с НК РФ, признается дата начисления резерва в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ (подпункт 2 пункта 7 статьи 272 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 54 при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Таким образом, если в текущем налоговом (отчетном) периоде в результате проверки правильности сумм отчислений в резерв на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности, исчисленных в соответствии с Положением Банка России от 26.03.2004 N 254-П, выявлены ошибки (искажения), приведшие к искажению налоговой базы по налогу на прибыль, то перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения), то есть в периоде потери ссудной стоимости (возникновения кредитного риска по ссуде). При этом налогоплательщик может воспользоваться правом, предусмотренным статьей 54 НК РФ, и в случае возникновения переплаты по налогу на прибыль учесть такие расходы в налоговой базе текущего налогового (отчетного) периода.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
А.С. Кизимов