Сроки реализации Программы
2013-2016 годы.
Объемы и источники финансирования
Общий объём финансовых средств на реализацию Программы составляет 228 292,3 тыс. рублей, в том числе:
1) 2013 год - 63 308,4 тыс. рублей, в том числе:
- средства бюджета города - 55 250,4 тыс. рублей;
- средства областного бюджета - 8058,0 тыс. рублей;
2) 2014 год - 51 046,1 тыс. рублей, в том числе:
- средства бюджета города - 50 550,1 тыс. рублей;
- средства областного бюджета - 496,0 тыс. рублей;
3) 2015 год - 56 970,4 тыс. рублей, в том числе:
- средства бюджета города - 56 474,4 тыс. рублей;
- средства областного бюджета - 496,0 тыс. рублей;
4) 2016 год - 56 967,4 тыс. рублей, в том числе:
- средства бюджета города - 56 471,4 тыс. рублей;
- средства областного бюджета - 496,0 тыс. рублей.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
1. Снижение количества отходов производства и потребления, размещение которых не соответствует санитарным и экологическим требованиям.
2. Улучшение качества зеленых насаждений и состояния озелененных территорий города Челябинска.
3. Снижение численности безнадзорных животных на территории города Челябинска.
I. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Программы
1. Совершенствование системы управления обращением с отходами производства и потребления.
Состояние экологически полноценной жилой среды в городских условиях напрямую зависит от состояния системы санитарной очистки города от отходов производства и потребления.
В городе Челябинске ежегодно образуется более 550 000 тонн отходов производства и потребления.
Несмотря на принимаемые меры по совершенствованию сбора отходов потребления с территорий жилой застройки, в силу социальных и иных причин, в городе имеет место регулярное образование несанкционированных свалок бытовых и промышленных отходов. В связи с этим возникает потребность в проведении мероприятий по санитарной очистке территории города. Ситуация ежегодно обостряется в весенний период после завершения снеготаяния. Мероприятия по санитарной очистке территории жилой застройки и водосборных площадей также необходимо проводить в осенний период с целью предотвращения смыва бытовых отходов в водоёмы города с поверхностным стоком в период снеготаяния.
На территории многоквартирной жилой застройки города имеются отдельные муниципальные контейнерные площадки, на которых норма накопления твёрдых бытовых отходов превышает среднюю норму накопления по городу Челябинску. Действующие санитарные нормы и правила запрещают установку более пяти контейнеров на одной контейнерной площадке, а плотность городской застройки не позволяет обустроить дополнительные контейнерные площадки в таких местах. Чтобы соблюсти санитарные нормы и правила необходимо заменить существующие стандартные контейнеры для сбора твёрдых бытовых отходов и мусора объёмом 0,6 куб. метров на контейнеры большей вместимости. В связи с этим, существует потребность в приобретении контейнеров объёмом 1,1 куб. метров.
Во исполнение решения Советского районного суда города Челябинска от 14 февраля 2012 года по делу N 2-330/2012 по иску прокурора города Челябинска к Администрации города Челябинска о принятии мер по ликвидации несанкционированных свалок на территории Челябинского городского округа Администрации города Челябинска необходимо ликвидировать 9 несанкционированных свалок в Советском, Тракторозаводском, Ленинском районах города Челябинска.
2. Развитие природного комплекса, охрана и содержание зеленых насаждений, функционирование особо охраняемых природных территорий местного значения.
В городе Челябинске насчитывается 5 городских и районных парков, 3 сада, 128 скверов, 19 бульваров на общей площади 703 га.
Зелёный фонд города Челябинска занимает площадь в 12 215 га и представлен в основном старовозрастными деревьями. Массовое озеленение городской территории началось в 50-60-е годы прошлого века. Специализированные питомники по выращиванию посадочного материала для озеленения городов на территории Челябинской области в то время отсутствовали. В стихийном порядке и без проектного обеспечения, особенно в период проведения субботников, производилась высадка малоценных быстрорастущих пород. В результате в настоящее время на территории города Челябинска произрастает свыше 30 000 штук деревьев породы "тополь бальзамический", "вяз мелколистный" и "клен ясенелистный". Все жилые зоны застройки периода 30-70-х годов озеленены деревьями этих малоценных пород, имеющими очень хрупкую древесину, широкую крону и большую высоту. С целью устранения связанных с этим аварийных ситуаций и продления срока жизни таких деревьев проводится их омолаживающая обрезка. В перспективе необходимо полностью заменить их более декоративными и безаварийными породами деревьев, такими как "липа мелколистная", "рябина", "яблоня сибирская", "ясень", "дуб", "ель", "лиственница".
На территории города имеются озеленённые территории общего пользования - участки естественных лесных массивов и лесопарков, несущие защитные функции. Растительность этих территорий представлена смесью ценных пород деревьев и поросли малоценных быстрорастущих пород. Ввиду большой плотности порослевых насаждений и их высокой способности к самовоспроизводству за вегетативный период, необходимо периодически проводить мероприятия по обрезке излишне разросшихся крон деревьев, обрезке сухих ветвей крон и вырезке постоянно образующейся поросли. Выполнение этих мероприятий позволит избежать возникновения пожаров на озеленённых территориях в весенне-летний пожароопасный период и сохранить ценные зелёные насаждения.
Решением Челябинской городской Думы от 24.04.2007 N 21/3 "Об образовании особо охраняемой природной территории местного значения - памятника ландшафтной архитектуры "Центральный парк культуры и отдыха им. Ю.А. Гагарина" в Центральном районе города Челябинска" образована особо охраняемая природная территория местного значения и центрального парка культуры и отдыха им. Ю.А. Гагарина. Для сохранения уникального природного комплекса, находящегося в историческом центре города Челябинска, необходимо предусмотреть мероприятия по поддержанию режима его особой охраны.
3. Информирование населения и органов местного самоуправления о состоянии окружающей среды.
Для учёта экологической составляющей при выработке стратегии развития города Челябинска необходимо ежегодно проводить комплексный анализ состояния и тенденций изменения окружающей среды.
4. Организация и проведение мероприятий по обеспечению соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны проводить экологический мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов, в связи с чем, необходимо проведение указанных мероприятий на территории, занятой городской свалкой, являющейся муниципальным объектом размещения (хранения) отходов.
Состояние атмосферного воздуха в городе Челябинске определяет деятельность промышленных предприятий города. С целью ведения оперативного контроля за качеством атмосферного воздуха необходимо проводить мероприятия по лабораторному контролю за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния промышленных предприятий.
5. Мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В пожароопасный период существует вероятность возникновения возгораний на территории городской свалки и на озелененных территориях города Челябинска. В связи с этим необходимо предусматривать финансирование для организации неотложных мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
6. Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
На территории Челябинской области сохраняется неблагополучная эпизоотическая обстановка по бешенству животных. Огромную роль в распространении вируса бешенства играет безнадзорные собаки и кошки.
Несмотря на принимаемые меры, популяция безнадзорных животных из-за наличия несанкционированных свалок, социальных и иных причин, влияющих на их численность существенно не уменьшилась, и случаи нападения безнадзорных животных на людей имеют место. Количество лиц, пострадавших от укусов безнадзорных животных в городе Челябинске достаточно высоко.
В целях предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечения, защиты населения города Челябинска от болезней, общих для человека и животных, необходимо проведение комплекса мероприятий, включающих отлов безнадзорных животных и регулирование их численности.
Во исполнение Закона Челябинской области от 28.03.2013 N 468-ЗО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации и проведения на территории Челябинской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней общих для населения и животных" бюджету Челябинского городского округа, начиная с 2013 года, выделены субвенции на осуществление переданных государственных полномочий по организации и проведению на территории города Челябинска мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней общих для населения и животных.
II. Основные цели и задачи Программы
Основными целями разработки Программы являются формирование системы правовых, организационных и экономических механизмов, обеспечивающих устойчивое существование и развитие природного комплекса города Челябинска, улучшение качества окружающей среды и здоровья населения.
Основными задачами Программы являются:
1) совершенствование системы сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов производства и потребления;
2) увеличение площади природного комплекса и озеленённых территорий города;
3) информирование населения о состоянии окружающей среды города;