Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 ноября 2016 г. N 483 "Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к управляющим системам, важным для безопасности атомн стр. 4

ограничение возможного неблагоприятного влияния элементов управляющих систем, важных для безопасности, на другие системы (элементы) по общим или электрически связанным цепям, а также по пространству помещений, вызванного электромагнитными процессами при включении, работе, нарушениях в работе и (или) отключении УСВБ (далее - помехоэмиссия).
73. При установлении в проекте АС требований к помехоустойчивости УСВБ должны указываться виды возможных помех, интенсивность помех каждого вида и критерии качества функционирования указанных систем при испытаниях на помехоустойчивость.
74. Требования помехоустойчивости УСВБ должны устанавливаться в проекте АС по отношению к следующим видам помех:
разрядам статического электричества на корпус, органы управления и внешние экраны кабелей;
микросекундным импульсным помехам в цепях электроснабжения;
наносекундным импульсным помехам, поступающим от внешних источников на информационные цепи и цепи питания;
излученным радиочастотным помехам;
динамическим изменениям напряжения электроснабжения;
магнитным полям промышленной частоты;
импульсным магнитным полям;
кратковременным синусоидальным помехам в цепях защитного и сигнального заземлений;
микросекундным импульсным помехам в цепях защитного и сигнального заземлений.
75. В проекте АС должны быть установлены требования к УСВБ в части допускаемой помехоэмиссии, в том числе в контуры электроснабжения и заземления.
76. Для управляющих систем, важных для безопасности, должны проводиться испытания по помехоустойчивости. Условия испытаний, в том числе конфигурация оборудования и соединительных линий при испытаниях, должны быть максимально приближены к проектным условиям. Использование при испытаниях дополнительного заземления и устройств помехоподавления, не предусмотренных проектом АС, не допускается.
77. При вводе блока АС в эксплуатацию, а также после модернизации УСВБ и смежных систем должны проводиться испытания помехоэмиссии УСВБ и электромагнитной обстановки непосредственно на месте эксплуатации по требованию эксплуатирующей организации.
78. В проекте АС должна быть обоснована достаточность предусмотренных мер электромагнитной защиты.

X. Требования к оценке соответствия элементов управляющих систем, важных для безопасности

79. Элементы УСВБ, поставляемые на АС, должны до начала эксплуатации указанных систем пройти оценку соответствия требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, включенных в техническое задание на разработку указанных систем.
80. Для элементов УСВБ оценка соответствия должна проводиться в форме приемки и в форме испытаний в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, предъявляемыми к оценке соответствия оборудования, комплектующих, материалов и полуфабрикатов, поставляемых на объекты использования атомной энергии. По результатам испытаний должна оцениваться работоспособность указанных элементов на протяжении проектного срока эксплуатации в предусмотренных проектом АС условиях.
81. Оценка соответствия элементов УСВБ должна включать:
определение требований к указанным элементам (в соответствии с пунктом 79 настоящих Правил);
получение сведений о фактических свойствах и характеристиках указанных элементов (посредством проведения испытаний);
сопоставление фактических свойств и характеристик указанных элементов с установленными требованиями;
принятие решения о соответствии или несоответствии каждого из указанных элементов установленным требованиям.

XI. Требования к испытаниям управляющих систем, важных для безопасности

82. До начала эксплуатации для каждой из управляющих систем, важных для безопасности, должны быть выполнены:
автономные и комплексные испытания составных частей системы и приемо-сдаточные испытания системы вне АС с целью принятия решения о возможности поставки УСВБ на площадку АС;
пусконаладочные работы и автономные испытания на площадке АС;
комплексные испытания системы на площадке АС;
опытная эксплуатация системы;
приемочные испытания системы.
83. Автономные испытания составных частей УСВБ и комплексные испытания указанной системы должны проводиться вне АС (например, на полигоне, предоставленном изготовителем (поставщиком) системы) в соответствии с программами испытаний, согласованными с эксплуатирующей организацией.
Приемо-сдаточные испытания составных частей УСВБ должны проводиться перед поставкой системы на АС. В случае раздельной поставки оборудования УСВБ на АС приемо-сдаточные испытания системы могут выполняться после поставки оборудования системы на АС по отдельному решению, согласованному с эксплуатирующей организацией.
84. Автономные испытания УСВБ на АС проводятся с целью проверки и наладки всех составных частей системы и определения готовности УСВБ для проведения комплексных испытаний. Комплексные испытания УСВБ проводятся с целью проверки и наладки совместной работы элементов указанной системы. Комплексные испытания УСВБ должны подтверждать, что каждая управляющая или информационная функция данной системы выполняется в соответствии с требованиями проекта (задания). По результатам проведения комплексных испытаний определяется готовность УСВБ для проведения опытной эксплуатации.
85. Опытная эксплуатация УСВБ должна проводиться персоналом АС с целью подтверждения фактических количественных и качественных характеристик системы и их соответствия требованиям, установленным в техническом проекте (задании) на разработку системы, оценки готовности персонала АС к эксплуатации системы, оценки и корректировки эксплуатационной документации.
86. Приемочные испытания проводятся для определения соответствия УСВБ техническому проекту (заданию), а также для оценки качества опытной эксплуатации и решения вопроса о возможности приемки УСВБ в эксплуатацию.
87. Для проведения приемочных испытаний УСВБ эксплуатирующей организацией должна быть назначена комиссия с участием разработчика проекта АС (системы) и изготовителя (поставщика) системы.
88. На этапах ввода блока АС в эксплуатацию должны быть проведены испытания УСВБ на устойчивость контуров автоматического регулирования по программам, предусматривающим реальные инициирующие сигналы с воздействием на объекты управления.
89. Сведения о результатах испытаний УСВБ, выполняемых до начала эксплуатации указанных систем, должны включаться в ООБ АС.
90. УСВБ должны проходить при эксплуатации проверку правильности функционирования.

XII. Требования к эксплуатации и модернизации управляющих систем, важных для безопасности

91. До начала эксплуатации вновь разработанной или модернизированной УСВБ должны быть внесены необходимые изменения в эксплуатационную документацию АС.
92. Для каждой из управляющих систем, важных для безопасности, в эксплуатационной документации АС должны быть представлены сведения о комплекте сервисного оборудования, а также о комплекте ЗИП, применяемых при монтаже, техническом обслуживании и восстановлении элементов системы. Перечень сервисного оборудования и ЗИП должен быть определен и обоснован в проекте АС.
93. Восстановление работоспособности УСВБ и ее элементов должно осуществляться путем замены отказавших сменных составных частей на работоспособные из состава комплекта ЗИП. Неисправные элементы, не имеющие сменных составных частей, следует заменять целиком. После проведенной замены должна производиться проверка функционирования соответствующей УСВБ, а также поверка измерительных каналов, сигнализации, на характеристики которых проведенная замена могла повлиять.
94. Управляющие системы, важные для безопасности, должны эксплуатироваться в соответствии с инструкциями по эксплуатации данных систем, а также в соответствии с технологическим регламентом эксплуатации блока АС.
95. При эксплуатации УСВБ следует проводить оперативное и регламентное техническое обслуживание их элементов.
96. Периодическая проверка технического состояния управляющих систем, важных для безопасности, должна проводиться во время регламентного технического обслуживания, а также при каждом планово-предупредительном ремонте блока АС. Периодическая проверка должна охватывать элементы систем, для которых не предусмотрена непрерывная автоматическая проверка (диагностика), а также те характеристики указанных систем, которые не могут контролироваться автоматически.
97. При модернизации УСВБ и ее элементов должна быть обеспечена совместимость вновь устанавливаемого оборудования с остающимся в эксплуатации оборудованием.
98. Оценка остаточного ресурса оборудования и мероприятия по продлению проектного срока эксплуатации управляющих систем, важных для безопасности, и их элементов должны проводиться в рамках программы управления ресурсными характеристиками оборудования АС.
Приложение N 1
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной энергии
"Требования к управляющим системам,
важным для безопасности атомных станций",
утвержденным приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 16 ноября 2016 г. N 483