8.5.7 Для каждой автоматизированной системы контроля и управления пускового комплекса ОЭСХ должна разрабатываться рабочая программа ПНР, в которой должен быть определен состав работ и порядок испытаний технологических функций автоматизированной системы контроля и управления на этапе пробных пусков. Рабочие программы ПНР автоматизированных систем контроля и управления должны корреспондироваться с рабочими программами ПНР по проведению пробных пусков электроустановки пускового комплекса ОЭСХ.
8.5.8 Проведение пробных пусков необходимо осуществлять персоналом эксплуатирующей организации и персоналом пусконаладочных организаций. Персонал монтажных организаций находится в режиме постоянной готовности. Персонал других организаций – участников производства ПНР проводит экспресс-анализ и оказание оперативных консультативных услуг эксплуатационному персоналу.
8.5.9 Включение электроустановки в работу по проектной схеме для ПНР и опробования технологического оборудования проводится после её временного допуска в эксплуатацию в соответствии с требованиями приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору [34]. Срок действия временного допуска в эксплуатацию устанавливается руководителями или, по их поручению, другими должностными лицами Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
8.5.10 Запрещается включение электроустановок в работу по временным схемам или с оборудованием, не прошедшим индивидуальные и функциональные испытания.
8.5.11 При пробных пусках оборудования необходимо проверить:
работоспособность оборудования и технологических схем, безопасность их эксплуатации;
- настройку всех программно-технических средств автоматизированных систем контроля и управления, в том числе автоматических регуляторов, устройств зашиты и блокировок, устройств сигнализации и контрольно-измерительных приборов.
8.5.12 При проведении настройки программно-технических средств автоматизированных систем контроля и управления необходимо выполнить:
- контроль функционированияустройств и элементов систем сигнализации, защит и алгоритмов управления с выявлением причин в случае их отказа или «ложного» срабатывания;
- уточнение статических и динамических характеристик оборудования ОЭСХ, корректировка значений параметров настройки систем с учетом их взаимного влияния в процессе работы;
- испытание и определение пригодности автоматизированных систем контроля и управления для обеспечения эксплуатации электроустановки с производительностью, соответствующей нормам освоения проектных мощностей в начальный период;
- анализ работы автоматизированных систем контроля и управления;
- оформление исполнительной документации.
8.5.13 По результатам проведения пробных пусков оборудования пускового комплекса ОЭСХ должны быть определены основные показатели и характеристики электротехнического оборудования и программно-технических средств автоматизированных систем контроля и управления.
8.5.14 Технический контроль электромагнитной обстановки и электромагнитной совместимости электротехнического оборудования и программно-технических средств различного назначения необходимо проводить в объеме, указанном в СО 34.35.311-2004 [31].
8.5.15 Метрологическая аттестация измерительных каналов АСУТП должна начинаться одновременно с началом функционирования средств измерения и заканчиваться перед комплексным опробованием оборудования пускового комплекса.
8.5.16 Проведение пробных пусков оборудования должно сопровождаться передачей скорректированных карт технологических и временных уставок РЗА и технологических функций АСУТП ЛОС и техническому заказчику. Все скорректированные значения уставок РЗА должны согласовываться с Системным оператором или его уполномоченными региональными органами.
8.5.17 Сдачу-приемку оборудования после проведения испытаний на этапе пробных пусков необходимо подтверждать актами готовности оборудования к проведению комплексного опробования (форма приведена в приложении Ж), входящих в комплект исполнительной документации.
Количество актов должно соответствовать количеству рабочих программ ПНР на оборудовании пускового комплекса или автономных его частей.
8.6 Комплексное опробование оборудования
8.6.1 Комплексное опробование оборудования производится техническим заказчиком с целью ввода оборудования пускового комплекса ОЭСХ в промышленную эксплуатацию. При комплексном опробовании необходимо проверить совместную работу основного и всего вспомогательного оборудования под нагрузкой, а также всех систем, предусмотренных проектной документацией, в границах пускового комплекса, с подтверждением номинальных значений параметров и качества отпускаемого продукта.
8.6.2 Комплексное опробование оборудования пускового комплекса ОЭСХ проводится по рабочей программе ПНР, согласованной с системным оператором и при наличии разрешения территориального органа Ростехнадзора на допуск оборудования пускового комплекса ОЭСХ в эксплуатацию. Оформление разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановок производится в соответствии с порядком организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок [16].
8.6.3 До начала комплексного опробования оборудования должны быть задействованы все средства противоаварийной и противопожарной защиты.
8.6.4 Комплексное опробование оборудования по схемам, не предусмотренным проектной и рабочей документацией не допускается.
8.6.5 Началом комплексного опробования оборудования пускового комплекса ОЭСХ следует считать момент включения электроустановки в сеть и ее работа под нагрузкой. При комплексном опробовании оборудования должны быть включены предусмотренные проектной документацией контрольно-измерительные приборы, блокировки, устройства сигнализации и дистанционного управления, защиты и автоматического регулирования.
8.6.6 В проведении комплексного опробования оборудования принимают участие эксплуатирующая организация под руководством главного инженера ОЭСХ, представители ЛОС, генеральной проектной организации, монтажных и пусконаладочных организаций и заводов-изготовителей оборудования и программно-технических средств автоматизированных систем контроля и управления. ЛОС организует круглосуточное дежурство персонала, участвующего в комплексном опробовании оборудования пускового комплекса ОЭСХ.
8.6.7 Квалифицированный эксплуатационный персонал, необходимые энергоресурсы и другие вспомогательные материалы для проведения комплексного опробования оборудования представляются техническим заказчиком.
8.6.8 Головная пусконаладочная организация обеспечивает сменную, круглосуточную работу персонала, необходимого для проведения экспресс-анализа за состоянием оборудования и режимами его работы, и консультации эксплуатационного персонала.
8.6.9 В соответствии с пунктом 1.2.7 СО 153-34.20.501-2003 [12]комплексное опробование считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы под нагрузкой оборудования подстанций в течение 72 часов, а линий электропередачи − в течение 24 часов.
9. Организация приемки пусконаладочных работ
9.1 Организация работы приемочных комиссий
9.1.1 Оценку соответствия объемов и качества производства ПНР требованиям проектной и нормативно-технической документации необходимо производиться после их завершения по рабочим программам ПНР на всех этапах.
9.1.2 Для приемки произведенных ПНР следует создать комплексную приемочную комиссию. Рабочими органами комплексной приемочной комиссии являются рабочие приемочные подкомиссии.
9.1.3 Комплексная приемочная комиссия назначается приказом технического заказчика. Этим же приказом определяется состав комплексной приемочной комиссии, назначается председатель комплексной приемочной комиссии, его заместитель и секретарь. В качестве приложения к приказу разрабатывается Положение о комплексной приемочной комиссии. Приказ о назначении комплексной приемочной комиссии издается не позднее, чем за месяц до начала производства ПНР.
9.1.4 Рабочие приемочные подкомиссии назначаются приказом председателя комплексной приемочной комиссии. Этим же приказом определяется состав рабочих приемочных подкомиссий, назначаются председатели рабочих приемочных подкомиссий и их заместители. В зависимости от видов ПНР члены рабочих приемочных подкомиссий, их председатели и заместители назначаются в соответствии с профессиональной компетентностью и занимаемыми должностями. В качестве приложения к приказу разрабатывается Положение о рабочей приемочной подкомиссии.
9.1.5 Рабочие приемочные подкомиссии создаются по основным технологическим направлениям ПНР:
- электротехническое;
- автоматизированных систем контроля и управления, в том числе по РЗА и АСУТП;
- инженерные вспомогательные системы.
9.1.6 В состав членов рабочих приемочных подкомиссий включаются представители монтажных и пусконаладочных организаций, а так же представители заводов-изготовителей, имеющие право подписи под актами сдачи-приемки. Состав членов рабочих приемочных подкомиссий может быть расширен с привлечением юридических или физических лиц по инициативе технического заказчика или ЛОС, но по согласованию с техническим заказчиком.
9.1.7 Основными функциями комплексной приемочной комиссии являются:
- координация работы рабочих приемочных подкомиссий;
- проверка качества и соответствия, выполненных строительно-монтажных и пусконаладочных работ требованиям технических регламентов, стандартов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- участие в работе оперативного пускового штаба;
- подготовка акта комплексной приемочной комиссии о готовности оборудования пускового комплекса к комплексному опробованию (форма акта приведена в приложение Ж);
- подготовка акта комплексной приемочной комиссии о приемке оборудования после комплексного опробования (форма акта приведена в приложение И).
9.1.8 Основными функциями рабочих приемочных подкомиссий являются:
- проверка качества и соответствия выполненных пусконаладочных работ на оборудовании пускового комплекса ОЭСХ требованиям технических регламентов, стандартов, проектной и заводской документации.
- проверка выполнения мероприятий по обеспечению безопасных условий эксплуатации оборудования и по защите природной среды;
- участие в проведении испытаний на всех этапах ПНР;
- проверка устранения недоделок, выявленных в процессе приемки оборудования и систем;
- участие в подготовке исполнительной документации;
- оперативная передача информации о приемке оборудования после завершения ПНР в комплексную приемочную комиссию;
9.1.9 Порядок приемки оборудования и программно-технических средств автоматизированных систем контроля и управления после завершения ПНР, определяется техническим заказчиком, с привлечением главного инженера ОЭСХ и руководителей подразделений эксплуатирующей организации совместно с руководителями ЛОС, головной пусконаладочной организации, строительных, монтажных и наладочных организаций, а также руководителей шефперсонала заводов-изготовителей.
9.1.10 Приемку оборудования и программно-технических средств автоматизированных системконтроля и управления после завершения ПНР необходимо проводить в соответствии с требованиями Правил [11;12] и СП 68.13330.2011.
9.2 Требования к разработке исполнительной документации.
9.2.1 На всех этапах производства ПНР должны быть оформлены результаты проведенных работ и испытаний, отражающие реальные значения технологических параметров оборудования и его техническое состояния для проведения очередного этапа ПНР и сдачи в эксплуатацию (временную, опытную или промышленную).
9.2.2 На этапе приемки оборудования из монтажа в наладку необходимо разработать акты готовности оборудования к проведению ПНР. Готовность выполненных электромонтажных работ к сдаче-приемке должна подтверждаться актом технической готовности электромонтажных работ, являющимся основанием для проведения индивидуальных испытаний.
9.2.3 Дефектная ведомость оформляется при выявленных дефектах и отклонениях от требований проектной документации.
9.2.4 На этапе индивидуальных испытаний необходимо оформить протоколы проверки защит, общий журнал работ, протоколы наладки и испытаний. Индивидуальные испытания электротехнического оборудования и автоматизированных систем контроля и управления необходимо завершать подписанием рабочей подкомиссией протоколов о приемке электротехнического оборудования (программно-технических средств автоматизированных систем контроля и управления) после индивидуального испытания, являющихся основанием для проведения поузловой наладки оборудования, в том числе функциональных испытаний.