Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 20 января 2015 г. N 03-07-14/1059

В связи с обращением по вопросу учета сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих уплате в бюджет индивидуальным предпринимателем в январе 2015 года после перехода на общий режим налогообложения, по товарам, ввезенным в Российскую Федерацию из Республики Беларусь, реализованным на территории Российской Федерации в 2014 году в период применения упрощенной системы налогообложения, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 346.16 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций могут учитывать в составе расходов суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии с данной статьей и статьей 346.17 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 346.17 Кодекса расходами указанных налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. В целях главы 26.2 Кодекса оплатой товаров (работ, услуг) признается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя товаров (работ, услуг) перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль по мере реализации указанных товаров.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие уплате в бюджет индивидуальным предпринимателем в январе 2015 года после перехода на общий режим налогообложения, по товарам, ввезенным в Российскую Федерацию из Республики Беларусь, оплаченным поставщику и реализованным в 2014 году в период применения упрощенной системы налогообложения, учитываются в составе расходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в 2014 году.
В случае, если оплата белорусскому поставщику стоимости приобретенных и реализованных в 2014 году товаров осуществляется после перехода на общий режим налогообложения, учет суммы налога на добавленную стоимость, уплаченного в бюджет в январе 2015 года, осуществляется в порядке, установленном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
Так, согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в случае использования товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 Кодекса индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Кодекса.
Поскольку в отношении операций по реализации товаров, ввезенных в Российскую Федерацию из Республики Беларусь и реализованных на территории Российской Федерации в 2014 году индивидуальным предпринимателем в период применения упрощенной системы налогообложения, налог на добавленную стоимость не уплачивался, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет в январе 2015 года указанным индивидуальным предпринимателем после перехода с 1 января 2015 года на общую систему налогообложения, к вычету не принимается.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Р.А. Саакян