Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 865 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 180103.01 Судостроитель-судоремонтник металлических судов" стр. 3

6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
884
576
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
336
224
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;знать:виды нормативно-технической и производственной документации;правила чтения технической документации;способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации;правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизовОП.01. Основы инженерной графикиОК 1 - 7ПК 1.3ПК 2.1ПК 3.3ПК 4.3ПК 5.1ПК 5.3ПК 6.3
уметь:анализировать условия работы деталей машин и механизмов; оценивать их работоспособность;соединять разъемные соединения;читать кинематические схемы;знать:классификацию механизмов и машин;звенья механизмов;кинематику механизмов (механизм и машина, кинематические пары и цепи, типы кинематических пар);классификацию, назначение деталей и сборочных единиц и требования к ним;виды соединения деталей (разъемные и неразъемные соединения);назначение, характеристики механизмов и устройств передач вращательного движения;виды передач вращательного движения (механические, ременные, фрикционные, зубчатые, цепочные, червячные) и их обозначение, кинематические схемы, определение передаточного числа;основные сведения по сопротивлению материалов;основные виды деформации и распределение напряжения при них;внешние силы и их виды, внутренние силы упругости и напряжения, действительные, предельно опасные и предельно допустимые напряжения;основные понятия гидростатики и гидродинамикиОП.02. Основы механикиОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3
уметь:читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;рассчитывать параметры электрических схем;собирать электрические схемы;пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;знать:электротехническую терминологию;основные законы электротехники;типы электрических схем;правила выполнения электрических схем;методы расчета электрических цепей;основные элементы электрических сетей;принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;схемы электроснабжения;основные правила эксплуатации электрооборудования;способы экономии электроэнергии;основные электротехнические материалы;правила сращивания, спайки и изоляции проводов;принципы работы типовых электронных устройствОП.03. Основы электротехники и электроникиОК 1 - 7ПК 1.3ПК 2.1ПК 3.3ПК 4.3ПК 5.1ПК 5.3ПК 6.3
уметь:выбирать основные конструкционные и эксплуатационные материалы;проводить первичную обработку материалов с разными свойствами;пользоваться стандартами и другой нормативной документацией;определять правильность работы контрольно-измерительных приборов, пользоваться ими;анализировать условия работы, оценивать работоспособность деталей машин и механизмов; использовать механическое оборудование судовой мастерской, ручные инструменты, измерительное и испытательное оборудование при эксплуатации и ремонте судовых технических средств;обеспечивать качество слесарных работ при обслуживании и ремонте судовых механизмов и устройств;знать:основные свойства конструкционных и эксплуатационных материалов, применяемых при ремонте, эксплуатации и техническом обслуживании;основные технологические процессы обработки материалов с разными свойствами;основы стандартизации, погрешности при изготовлении деталей и сборке машин, номинальный и предельные размеры, действительный размер, допуск размера, поле допуска, посадки, их виды и назначение, точность обработки, системы допусков и посадок;основы метрологии: понятие, термины, показатели измерительных приборов;назначение, характеристики, устройство и порядок использования универсальных средств измерения;виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте судовых механизмов и устройств;оборудование, инструменты и контрольно-измерительные приборы, применяемые при выполнении слесарных работОП.04. Основы материаловедения и технология общеслесарных работОК 1 - 7ПК 1.3ПК 2.1ПК 3.1ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1ПК 5.3ПК 6.1 - 6.3
уметь:определять типы судов;ориентироваться в расположении судовых помещений;знать:классификацию судов по правилам Регистра, обозначения на судах;мореходные качества судна (плавучесть, остойчивость, поворотливость, ходкость), технико-эксплуатационные характеристики судна, главные размерения и коэффициенты, водоизмещение, грузоподъемность, непотопляемость;архитектурный тип судна, конструкцию корпуса, судостроительные материалы;конструкцию надстроек и оборудование судовых помещений;конструкцию грузовых люков;конструкции отдельных узлов судна;оборудование и снабжение судна;спасательные средства;конструктивную противопожарную защиту;судовые устройства;назначение и классификацию судовых систем;назначение, состав, функционирование системы предупреждения загрязнения водыОП.05. Теория и устройство суднаОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.2ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.3
уметь:читать проектно-конструкторскую документацию на постройку судна;выбирать и обосновывать материал судового корпуса и надстроек;подбирать оборудование и технологическую оснастку для изготовления деталей, сборки и сварки корпусных конструкций;знать:производственный процесс в судостроении; его состав, объекты и стадии;основные виды судостроительного производства;проектно-конструкторскую документацию на постройку судна;комплексную механизацию и автоматизацию корпусообрабатывающего производства;создание поточных автоматизированных линий, комплексно-механизированных и специализированных участков;применяемые способы и виды оборудования механической, тепловой, в том числе лазерной, вырезки корпусных деталей;процесс гибки и правки деталей корпуса судна из листового и профильного металлопроката;конструктивно-технологическую классификацию корпусных конструкций и сборочно-сварочной оснастки для их изготовления;основы сварки металлических конструкционных материалов; классификацию сварных соединений судовых конструкций; требования, предъявляемые к сварным соединениям; современные способы сварки и виды оборудования;методы постройки судов и способы формирования корпуса;характеристику построечных мест и их оборудования; механизацию корпусных работ на построечном месте;непроницаемость и герметичность корпусов судов; виды, методы и нормы испытаний;механомонтажное производство;модульно-агрегатный метод монтажа механизмов; механизацию механомонтажных работ;монтаж судовых валопроводов;судовые системы и трубопроводы; способы трассировки трубопроводов;способы спуска судов на воду, спусковые сооружения и их оборудование;классификацию методов испытаний судов, основные задачи и их организацию; процесс сдачи судов, формирования программы испытанийОП.06. Основы судостроенияОК 1 - 7ПК 1.2ПК 2.1ПК 3.1ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1ПК 5.3ПК 6.1 - 6.3
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
32
ОП.07. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.2ПК 3.1 - 3.3ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.3ПК 6.1 - 6.3
П.00Профессиональный учебный цикл
468
312
ПМ.00Профессиональные модули
468
312
ПМ.01Монтаж, ремонт и испытания судовых котлов и котельных агрегатовВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:монтажа и испытаний судовых котельных установок, устройств и систем;выполнения работ по сборке и ремонту простых котлов;резки прямолинейных заготовок и деталей из листового и профильного металла на пресс-ножницах;выполнения работ при изготовлении, обработке, ремонте и сборке деталей и узлов судовых паровых котлов;уметь:осуществлять разметку сложных деталей и узлов котлов по чертежам, эскизам и шаблонам;производить сборку, ремонт и гидравлические испытания котлов, теплообменных аппаратов бойлеров, работающих под давлением до 1,5 МПа (до 15 ) с изготовлением гарнитуры, установкой и развальцовкой дымогарных и водогрейных труб, выбивкой концов труб из решеток коллекторов, разметкой и установкой змеевиков пароперегревателей, клепкой и чеканкой соединений деталей, узлов и устранением выявленных дефектов при испытаниях;изготавливать детали и производить сборку топочных фронтов котлов;изготавливать и производить монтаж гарнитуры коллекторов вспомогательных котлов;выполнять огнеупорные работы средней сложности;производить рубку кромок ответственных деталей и дефектных мест сварных швов;выполнять работы при станочной гибке труб с нагревом, радиусом погиба от трех до двух диаметров, гибке листов в вальцах и прессах цилиндрической и конической правильной формы толщиной свыше 6 до 12 мм, гибке в горячем состоянии и с помощью местного нагрева листов коробчатой правильной формы, гибке в холодном и горячем состоянии профиля: уголков свыше 50x50 до 100x100 мм, профиля высотой свыше 100 до 160 мм на станках и вручную;изготавливать трубные системы, осуществлять общую сборку, монтаж и испытания химических аппаратов, работающих под давлением до 10 МПа (до 100 );читать сложные чертежи;знать:устройство и принцип действия различных типов котлов и теплообменных аппаратов;требования, предъявляемые к котлам и теплообменным аппаратам и химическим аппаратам, работающим под давлением до 10 МПа (до 100 ), правила разметки по чертежам, эскизам и шаблонам сложных деталей и узлов;способы и правила построения сложных разверток;технические условия на гибку котельных труб, ремонт, сборку и изоляцию котлов;систему допусков и припусков на обрабатываемые детали и изделия;свойства сталей, применяемых в котлостроении;все виды резьбы и область их применения; основные требования, предъявляемые к трубам для котлов, и методы их механических испытаний;квалитеты точности и шероховатости обработки;основные виды сварочных деформаций, способы их предупреждения и устранения;способы обмуровки и футеровки котлов;способы торкретирования;назначения и условия применения точного контрольно-измерительного инструмента и необходимых приспособлений;основные требования Регистра и органов технического надзора, предъявляемые к сборке, ремонту и испытаниям котлов и сосудов, работающих под давлением до 1,5 МПа (до 15 ), и химических аппаратов, работающих под давлением до 10 МПа (до 100 )МДК.01.01. Технологический процесс сборки и монтажа котлов и котельных установокМДК.01.02. Технологический процесс ремонта и испытания котельных агрегатов и их деталейОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3
ПМ.02Выполнение сборочно-достроечных работВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:изготовления, сборки, правки, установки и производства демонтажа простых деталей и узлов крепления судового оборудования и металлической мебели;участия в выполнении работ при изготовлении, сборке, разметке, установке, монтаже и ремонте средней сложности узлов судовой мебели, изделий достроечного оборудования, дельных вещей и общесудовой вентиляции;уметь:изготавливать, осуществлять правку, сборку, разметку, проверку, установку и ремонт узлов, мебели, изделий судового оборудования, дельных вещей средней сложности, баков, емкостей, цистерн с криволинейными обводами из сталей и сплавов;изготавливать, пригонять, производить установку зашивки рефрижераторных помещений стальными оцинкованными листами в жилых, общественных, санитарно-гигиенических, хозяйственных помещениях, шумопоглощающей обшивки в специальных помещениях, противопожарных дымоходах;осуществлять изготовление, пригонку, установку и ремонт обрешетника под зашивку жилых, служебных и специальных помещений, рыбных бункеров;изготовлять кондукторы и приспособления средней сложности;готовить и сдавать судовые помещения, отсеки, цистерны;собирать ответственные узлы и конструкции под контактную точечную и шовную сварку;подгонять, монтировать и укупоривать трубы общесудовой вентиляции;знать:способы изготовления судовой мебели и дельных вещей средней сложности, способы разметки сложных деталей и развертки сложных геометрических фигур по чертежу, допуски и припуски при обработке и сборке изделий;правила работы с приборами, инструментами и оснасткой при испытаниях изделий, систем общесудовой вентиляции, механические и технологические свойства материалов, свариваемых на машинах контактной сварки;технологию изготовления и сборки секций каркасов для формирования помещений в модульной системе;необходимую технологическую и техническую документацию на выполняемые работы;правила чтения сложных сборочных чертежей;применяемый слесарно-сборочный и контрольно-измерительный инструмент (простые оптические приборы: квадранты, трубы визирные, мишени передвижные), приспособления и правила пользования имиМДК.02.01. Технологический процесс сборочно-достроечных работОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.4
ПМ.03Сборка, монтаж (демонтаж) элементов судовых конструкций, корпусов, устройств и систем металлических судовВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения работ по сборке легких переборок и выгородок;изготовления и установки деталей набора;сборки плоских малогабаритных секций из углеродистых и низколегированных сталей;выполнения разметки, контуровки по шаблону, сборки, установки и проверки простых узлов деталей из углеродистых и низколегированных сталей при узловой, секционной и стапельной сборке;выполнения работ при сборке, демонтаже, установке, ремонте плоских крупногабаритных секций, плоскостных секций, криволинейных и несимметричных тавровых узлов;уметь:работать с технической и технологической документацией сборщика корпусов металлических судов;применять инструмент, приспособления и оборудование;проводить типовые испытания и контроль деталей и судовых корпусных конструкций в цехе, на стапеле и на судне;осуществлять формирование корпуса судна на стапеле или в доке из секций (плоскостных с погибью, крупногабаритных плоских, малогабаритных со сложной кривизной, объемных), блок-секций для средней части судна, блок-секций надстройки и секций оконечностей судов с простыми обводами;выполнять разметку, проверку, контуровку корпусных конструкций при стапельной сборке и ремонте, а также разметку на секциях мест установки деталей набора, насыщения с вынесением размеров от основных линий корпуса судна;выполнять демонтаж, ремонт, изготовление, установку листов наружной обшивки с погибью для средней части судна, листов фальшборта в оконечностях, палубного настила, настила второго дна;осуществлять гибку на станках в холодном состоянии и вручную с нагревом профильного и листового материала со сложной кривизной толщиной до 10 мм при ремонте судов;выполнять средней сложности проверочные работы;снимать размеры с места и изготавливать шаблоны для сложных деталей;выполнять сборку, установку и проверку постелей с погибью, кондукторов и кантователей средней сложности;выполнять правку любым методом крупногабаритных сложных корпусных конструкций из сталей и сплавов толщиной свыше 6 мм, а также несложных корпусных конструкций из сталей и сплавов толщиной до 6 мм;проводить гидравлические испытания корпусных конструкций давлением до 2,0 МПа (до 20 ) и пневматические испытания давлением свыше 0,05 до 0,3 МПа (от 0,5 до 3 ) с устранением выявленных недостатков;знать:технические характеристики деталей и узлов корпусных конструкций;методы и типовые технологические процессы изготовления, сборки и контроля;документацию сборщика корпусов металлических судов;типовые дефекты изготовления и сборки и их причины, методы предупреждения дефектов;этапы узловой и секционной сборки;способы разметки сложных деталей и установки узлов и деталей на криволинейные поверхности; развертки сложных геометрических фигур;обработку и сборку деталей, узлов, секций и блоков;методы ремонта, замены обшивки и набора корпуса судна;систему припусков и допусков, квалитеты обработки и параметры шероховатости, методы стыкования блоков корпуса судна;устройство стапель-кондукторов, кантователей; различные формы подготовки кромок под сварку;способы выполнения проверочных работ; причины возникновения сварочных деформаций и способы их предупреждения;способы правки сварных и клепаных конструкций любым методом;основные правила и технические условия на постройку и ремонт корпусов металлических судов;малую механизацию, сборочные приспособления при сборке и формировании секций, блок-секций и установку их на стапеле;способы формирования судового поезда для постройки, вывода и спуска судов;принцип действия и устройство поточных и механизированных линий по сборке и сварке днищевых и бортовых секций;правила и технические условия на гидравлические испытания давлением до 2,0 МПа (до 20 ) и пневматические испытания давлением до 0,3 МПа (до 3 ) корпусных конструкций, правила пользования сложными контрольно-измерительными проверочными инструментами и приборами, их назначение;способы проверки положения мелких и малых судов на стапеле и в доке при ремонтеМДК.03.01. Технологический процесс сборки корпусов металлических судовОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.3
ПМ.04Выполнение слесарных операций при демонтаже, ремонте, сборке, монтаже судовых конструкций и механизмовВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения слесарных операций при разработке и сборке неответственных узлов;обработки деталей в свободный размер ручным слесарным инструментом;уметь:выполнять слесарные операции при демонтаже вспомогательных механизмов, электрооборудования, теплообменных аппаратов, арматуры, трубопроводов;производить очистку, промывку деталей машин и механизмов;осуществлять обработку деталей в свободный размер ручным слесарным инструментом;выполнять изготовление заготовок для прокладок из различных материалов;выполнять работы по подготовке к монтажу вспомогательных механизмов, трубопроводов, арматуры под руководством слесаря-монтажника судового более высокой квалификации;знать:наименование и расположение основных районов судна;наименование механизмов, устройств, трубопроводов, арматуры и деталей, поступающих на монтаж;типы соединений трубопроводов;основные требования, предъявляемые при выполнении слесарных операций, при обработке неответственных деталей;материалы для прокладок;назначение и условия применения наиболее распространенных простых приспособлений, слесарного и измерительного инструмента;правила обращения с консервирующими материалами, их назначениеМДК.04.01. Технологический процесс слесарно-монтажных работОК 1 - 7ПК 4.1 - 4.3
ПМ.05Выполнение ремонтных работ по корпусу судна, судовым механизмам, устройствам и системамВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:демонтажа, ремонта, установки прямых плоских секций, скуловых книц, дельных вещей, общесудовой вентиляции, судовой мебели;уметь:выполнять разметку простых деталей корпуса судна по шаблонам и прямолинейного контура по эскизам;осуществлять демонтаж и ремонт секций судна;производить ремонт судовых устройств;изготавливать и ремонтировать трубы систем общесудовой вентиляции и кондиционирования;изготавливать, ремонтировать и устанавливать дельные вещи и судовые устройства, металлическую мебель;снимать размеры с деталей и составлять эскизы;запрессовывать детали с помощью приспособлений;изготавливать емкости из легированных сталей, цветных металлов и сплавов;ремонтировать и регулировать судовое оборудование, разбираться в технической документации на оборудование;заполнять техническую документацию;осуществлять демонтаж, ремонт, установку прямых плоских секций, скуловых книц, бракет, дельных вещей, общесудовой вентиляции, судовой мебели (под руководством ремонтника более высокой квалификации);знать:наименование конструкций и узлов корпуса судна, продольных и поперечных связей;способы разметки простых деталей корпуса судна;номенклатуру основных изделий оборудования и дельных вещей;простые геометрические построения, развертку простых геометрических фигур;способы правки простых деталей и узлов;правила чтения простых сборочных чертежей;разметочный и измерительный инструмент; правила заточки инструмента (кроме сверл);методы демонтажа и ремонта секций судна: типовые дефекты, технологию демонтажа и ремонта, применяемое оборудование, основные способы правки узлов и секций;техническую документацию по сборке, ремонту и изготовлению корпусных конструкций;ремонт вспомогательных механизмов, судового оборудования и устройств: типовые дефекты, порядок разборки, методики и последовательность ремонта и последующих испытаний;трубы систем общесудовой вентиляции и кондиционирования: приемы изготовления, ремонта, подгонки, монтажа и укупорки;применяемые инструменты и оборудование;приспособления и станки, используемые для запрессовки деталей: конструкцию, приемы эксплуатацииМДК.05.01. Технологические процессы ремонта корпусов судов, судовых механизмов, устройств и системОК 1 - 7ПК 5.1 - 5.3
ПМ.06Выполнение электрогазосварочных операцийВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения газовой сварки средней сложности и сложных узлов, деталей и трубопроводов из углеродистых и конструкционных и простых деталей из цветных металлов и сплавов;выполнения ручной дуговой и плазменной сварки средней сложности и сложных деталей аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов;выполнения автоматической и механизированной сварки с использованием плазмотрона средней сложности и сложных аппаратов, узлов, деталей, конструкций и трубопроводов;выполнения кислородной, воздушно-плазменной резки металлов прямолинейной и сложной конфигурации;чтения чертежей средней сложности и сложных сварных металлоконструкций;организации безопасного выполнения сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда;уметь:выполнять зачистку кромок и мест установки деталей под сварку и сварных швов пневматическими машинами;работать электроприхваткой;выполнять тепловую резку и пневматическую рубку при подгонке и сборке простых конструкций из углеродистых и низколегированных сталей в нижнем положении;подготавливать газовые баллоны к работе;выполнять сборку изделий под сварку в сборочно-сварочных приспособлениях и прихватками;проверять точность сборки;знать:принцип работы и правила эксплуатации и обслуживания применяемого пневматического, сварочного, газорезательного и механического оборудования;основные свойства применяемых сталей, сплавов, электродов;правила эксплуатации сети сжатого воздуха;правила подготовки конструкций под сварку;виды и назначение сборочно-сварочных приспособлений;виды сварных швов и соединений, их обозначения на чертежах;типы разделки кромок под сварку;правила наложения прихваток;типы газовых баллонов и правила подготовки их к работеМДК.06.01. Технология электрогазосварочных работОК 1 - 7ПК 6.1 - 6.3
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
80
40
ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией)
216
144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1080
720
УП.00Учебная практика
19 нед.
684
ОК 1 - 7ПК 1.1 - 6.3
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
20 нед.
Учебная практика
19 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке36 часов в неделю)57 нед.
промежуточная аттестация3 нед.
каникулы22 нед.
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(4).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3). Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.