ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)*(3).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Аварийно-спасательные и специальные водолазные работы.
ПК 1.1. Выполнять водолазные аварийно-спасательные работы при оказании помощи терпящим бедствие судам и воздушным судам, а также спасательные водолазные работы, связанные со спасанием людей, обследованием и очисткой дна акваторий и водных объектов для массового отдыха.
ПК 1.2. Оказывать первую помощь водолазу при заболеваниях и травмах, связанных с профессиональной деятельностью.
ПК 1.3. Выполнять специальные водолазные работы по обеспечению научных исследований, испытаний новых образцов водолазной техники и работ с использованием водолазной техники специального назначения.
5.2.2. Аварийные, судоподъемные и подводно-технические работы.
ПК 2.1. Выполнять водолазные аварийные работы, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не относящиеся к спасанию людей и судов.
ПК 2.2. Выполнять подводно-технические водолазные работы при строительстве, обследовании, техническом обслуживании и ремонте подводных частей гидротехнических сооружений, прокладке и ремонте трубопроводов, кабелей и других коммуникаций, дноуглубительных работах, обследовании и очистке водных путей и акваторий, а также при подъеме затонувших предметов.
ПК 2.3. Выполнять судоподъемные водолазные работы при обследовании затонувшего объекта, подготовке его к подъему, при подъеме и постановке его на плав (отмель, берег).
ПК 2.4. Выполнять судовые водолазные работы, связанные с осмотром, очисткой от обрастания и устранением повреждений подводной части корпуса судна и его подводных устройств, осмотром места стоянки, а также работы внутри затопленных отсеков при борьбе за живучесть судна.
5.2.3. Обеспечение безопасности жизнедеятельности на судне и других плавсредствах.
ПК 3.1. Выполнять правила внутреннего распорядка на судне, безопасности труда и электробезопасности, судовой санитарии, пожарной безопасности, гигиены труда и охраны окружающей среды и требовать их выполнения от подчиненных ему членов экипажа.
ПК 3.2. Пользоваться коллективными и индивидуальными спасательными средствами.
ПК 3.3. Оказывать первую помощь пострадавшим.
ПК 3.4. Обеспечивать выживание в море в случае оставления судна.
ПК 3.5. Выполнять мероприятия по борьбе за живучесть судна.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 864 | 576 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 347 | 238 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;знать:виды нормативно-технической и производственной документации;правила чтения технической документации;способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации;правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов | ОП.01. Основы инженерной графики | ОК 1 - 7ПК 1.2 - 1.3ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.5 | |||
уметь:анализировать условия работы деталей машин и механизмов; оценивать их работоспособность;соединять разъемные соединения;читать кинематические схемы;знать:классификацию механизмов и машин;звенья механизмов;кинематику механизмов (механизм и машина, кинематические пары и цепи, типы кинематических пар);классификацию, назначение деталей и сборочных единиц и требования к ним; виды соединения деталей (разъемные и неразъемные соединения);назначение, характеристики механизмов и устройств передач вращательного движения;виды передач вращательного движения (механические, ременные, фрикционные, зубчатые, цепочные, червячные) и их обозначение, кинематические схемы, определение передаточного числа;основные сведения по сопротивлению материалов;основные виды деформации и распределение напряжения при них;внешние силы и их виды, внутренние силы упругости и напряжения, действительные, предельно опасные и предельно допустимые напряжения;основные понятия гидростатики и гидродинамики | ОП.02. Основы механики | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.5 | |||
уметь:читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;рассчитывать параметры электрических схем;собирать электрические схемы;пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;знать:электротехническую терминологию;основные законы электротехники;типы электрических схем;правила выполнения электрических схем;методы расчета электрических цепей;основные элементы электрических сетей;принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;схемы электроснабжения;основные правила эксплуатации электрооборудования;способы экономии электроэнергии;основные электротехнические материалы;правила сращивания, спайки и изоляции проводов;принципы работы типовых электронных устройств | ОП.03. Основы электротехники и электроники | ОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.4ПК 3.5 | |||
уметь:выбирать основные конструкционные и эксплуатационные материалы;проводить первичную обработку материалов с разными свойствами;пользоваться стандартами и другой нормативной документацией;определять правильность работы контрольно-измерительных приборов, пользоваться ими;анализировать условия работы, оценивать работоспособность деталей машин и механизмов;использовать механическое оборудование судовой мастерской, ручные инструменты, измерительное и испытательное оборудование при эксплуатации и ремонте судовых технических средств;обеспечивать качество слесарных работ при обслуживании и ремонте судовых механизмов и устройств;знать:основные свойства конструкционных и эксплуатационных материалов, применяемых при ремонте, эксплуатации и техническом обслуживании;основные технологические процессы обработки материалов с разными свойствами;основы стандартизации, погрешности при изготовлении деталей и сборке машин, номинальный и предельные размеры, действительный размер, допуск размера, поле допуска, посадки, их виды и назначение, точность обработки, системы допусков и посадок;основы метрологии: понятие, термины, показатели измерительных приборов;назначение, характеристики, устройство и порядок использования универсальных средств измерения;виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте судовых механизмов и устройств;оборудование, инструменты и контрольно-измерительные приборы, применяемые при выполнении слесарных работ | ОП.04. Основы материаловедения и технология общеслесарных работ | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.5ПК 3.3 - 3.5 | |||
уметь:определять типы судов;ориентироваться в расположении судовых помещений;знать:основные положения классификации судов и обозначения на судах (раздельно морских, речных судов и судов смешанного плавания) по правилам Российского морского регистра судоходства и Российского Речного Регистра соответственно;основные сведения о мореходных качествах судов (плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, управляемость) и технико-эксплуатационных характеристиках судов, главных размерениях, водоизмещении, грузоподъемности;архитектурный тип судна, конструкцию корпуса, судостроительные материалы;конструкцию надстроек и оборудование судовых помещений;конструкцию грузовых люков;конструкции отдельных узлов судна;оборудование и снабжение судна;спасательные средства;конструктивную противопожарную защиту;судовые устройства (за исключением специальных);назначение и классификацию судовых систем;назначение, состав, функционирование системы предупреждения загрязнения воды | ОП.05. Теория и устройство судна | ОК 1 - 7ПК 1.2 - 1.3ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.5 | |||
уметь:предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 32 | ОП.06. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 7ПК 1.2 - 1.3ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.5 | ||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 437 | 298 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 437 | 298 | ||
ПМ.01 | Аварийно-спасательные и специальные водолазные работыВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения водолазных работ в воздушно-баллонном снаряжении автономного типа на глубинах до 30 метров;устранения мелких неисправностей используемого водолазного снаряжения;проведения дезинфекции водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков;уметь:готовить водолазное снаряжение водолазное оборудование к проведению спусков под воду и использовать его;готовить к водолазным работам средства обеспечения водолазных спусков, за исключением средств, обслуживаемых мотористами и электриками;устранять основные неисправности и проводить планово-предупредительный ремонт водолазного снаряжения и оборудования;вести водолазную документацию;проводить дезинфекцию водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков;выполнять спасательные и аварийно-спасательные водолазные работы;оказывать первую помощь людям, терпящим бедствие на воде;обследовать и проводить очистку акваторий, предназначенных для массового отдыха;проводить обследование подводной части гидротехнических сооружений и затонувших объектов;выполнять и обслуживать научно-исследовательские подводные работы;выполнять водолазные работы на объектах марикультуры;проводить несложные водолазные работы с применением ручного инструмента;выполнять такелажные работы и подъем на поверхность объектов с помощью мягких понтонов;проводить подводную фото и видеосъемку;обслуживать специальные (за исключением стационарных судовых) мото- и электрокомпрессоры, предназначенные для подачи воздуха водолазам;знать:нормативные документы по водолазному делу;правила организации и выполнения водолазных спусков в воздушном автономном снаряжении с открытым циклом дыхания на глубинах до 30 метров;приемы спасания людей, терпящих бедствие на воде, способы оказания первой помощи;физические и физиологические особенности водолазных спусков, основы водолазной медицины;способы и технологию обследования акваторий, подводных продуктопроводов и кабелей;технологию поиска и подъема предметов, находящихся под водой;правила составления схем, эскизов и актов по результатам обследования;способы добычи морепродуктов водолазным способом;технологию проведения наблюдений за орудиями промышленного рыболовства;виды опасных морских животных и средства защиты от их нападения;способы выявления неисправностей и приемы проведения предупредительного ремонта водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков;правила зарядки баллонов дыхательных аппаратов сжатым воздухом;основы морской и речной гидрологии;устройство и правила эксплуатации специальных мото- и электрокомпрессоров, предназначенных для подачи воздуха водолазам. | МДК.01.01. Единые базовые требования к водолазам всех специализацийМДК.01.02. Технология выполнения спасательных, судовых, аварийно-спасательных и специальных водолазных работ | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3 | ||
ПМ.02 | Аварийные, судоподъемные и подводно-технические работыВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения водолазных работ в воздушном автономном и шланговом снаряжении на глубинах до 50 метров;устранения мелких неисправностей используемого водолазного снаряжения;проведения дезинфекции водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков;уметь:выполнять эксплуатационное обслуживание подводных частей гидротехнических сооружений, водных путей и каналов;проводить техническое обслуживание подводных трубопроводов и кабелей;проводить детальное обследование подводных частей гидротехнических сооружений, уложенных в траншеи трубопроводов и кабелей;осуществлять поиск трубопроводов и кабелей с помощью трассоискателей и определять глубину их залегания;выполнять осмотр каменных откосов каналов, шлюзов, платин, дамб, опорных частей причальных сооружений, обстановки пути и средств навигационного оборудования;разрабатывать подводный грунт с помощью гидроразмывочных средств с целью углубления и очистки дна;выполнять грубое равнение подводных каменно-щебеночных и песчаных постелей под основания гидротехнических соединений или подводных объектов;выполнять бурение шпуров под водой, перепиливание деревянных конструкций, устройство шипов на сваях, проводить постановку деревянных пробок в отверстия и прокладок в зазоры конструкций;проводить установку оголовков и массивов массой до 20 т.;укладывать бетонную смесь под водой;осуществлять строповку и расстроповку предметов под водой;проводить профилактический осмотр корпуса судна, выполнять очистку подводной части корпуса, гребных винтов, подводных путей слипов и эллингов от обрастаний и засорений;выполнять под водой простые монтажные, слесарные, плотничные и такелажные работы;выполнять выгрузку из корпуса затонувшего судна груза, не требующего балансировки;удалять наносы из корпуса затонувшего судна;проводить аварийно-спасательные работы в сложных условиях;выполнять аварийные работы по устранению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;выполнять термическую резку элементов подводных конструкций;обслуживать водолазные барокамеры;знать:правила организации и выполнения водолазных спусков в автономном и шланговом снаряжении на глубинах до 50 метров;устройство и правила эксплуатации водолазных барокамер;приемы и способы разработки подводного грунта, подсыпки и равнения подводных постелей, выправки и подбивки рельсовых путей судоподъемных сооружений;правила установки и стыковки водозаборных и водовыпускных оголовков;правила установки блоков и массивов;технологию выполнения работ по подводному строительству;правила работы с гидромонитором и эжектором;способы работы с пневматическим и гидравлическим инструментом;приемы производства слесарных, плотничных и такелажных работ;приемы укладки бетона под водой;технологию проведения термической резки под водой;способы выявления неисправностей и примы проведения предупредительного ремонта водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков;устройство контрольно-измерительных приборов и инструментов, применяемых при работе под водой. | МДК.02.01.Технология выполнения аварийных, подводно-технических и судоподъемных водолазных работ | ОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.5 | ||
ПМ.03 | Обеспечение безопасности жизнедеятельности на судне и других плавсредствахВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт;действий при пожарах на судне;действий при аварии на судне;действий при оставлении судна;подбора людей, плавающих на воде в коллективное спасательное средство;использования спасательных шлюпок, спасательных плотов и иных спасательных средств и их снабжения;действий при оказании первой помощи спасаемым;уметь:действовать в пределах своих обязанностей при авариях на судне;применять средства и системы пожаротушения;пользоваться противопожарным оборудованием и снабжением;осуществлять временную заделку повреждений корпуса судна, подкрепления переборок, люков, горловин;использовать индивидуальные и коллективные спасательные средства;действовать при оставлении судна;действовать по тревоге "человек за бортом";правильно надевать спасательный жилет, гидротермокостюм, прыгать в воду с высоты;подниматься в спасательном жилете на коллективное спасательное средство из воды;возвратить перевернутый спасательный плот в нормальное положение;понимать маркировку на спасательных шлюпках и плотах относительно расчетного количества людей;правильно подавать команды по спуску и занятию мест в спасательных шлюпках и плотах, отходу от судна, их управлению и оставлению;подготовить и благополучно спустить на воду спасательную шлюпку или плот и быстро отойти от борта судна;оказать помощь получившим телесное повреждение во время и после оставления судна;грести и управлять спасательными шлюпками и плотами;пользоваться сигнальной техникой, включая пиротехнические средства;пользоваться переносной радиоаппаратурой для спасательных шлюпок и плотов;применять способы выживания на воде;предпринимать все возможные меры предосторожности для предотвращения загрязнения водной среды, особенно, в тех случаях, где это предусмотрено соответствующими международными и портовыми правилами;знать:свои обязанности в аварийной обстановке;основные принципы пожаротушения;приемы оказания первой помощи,правила обращения с индивидуальными спасательными средствами;типы возможных аварийных ситуаций:столкновение, пожар, посадка на мель, кораблекрушение;принципы выживания, включая: значение подготовки и учений; необходимость быть в состоянии готовности к любой аварийной ситуации; действия при вывозе к месту нахождения спасательных шлюпок и плотов; действия по команде "оставить судно"; действия при нахождении в воде; действия на борту спасательной шлюпки и плота; основные опасности, угрожающие оставшимся в живых;обязанности по тревогам, включая знание различия сигналов шлюпочной и пожарной тревоги;типы судового штатного спасательного снабжения;конструкцию и оборудование спасательных шлюпок и плотов и предметы их снабжения;характеристики и приспособления спасательных шлюпок и плотов;приемы спуска спасательных шлюпок и плотов при волнении;действия после оставления судна;управление спасательными шлюпками и плотами в свежую погоду;использование фалиня, морского плавучего якоря и прочих предметов снабжения;рационы пищи и питьевой воды в спасательных шлюпках и плотах;приемы спасания при помощи вертолетов;применение аптечки первой помощи;радиоаппаратуру спасательных шлюпок и плотов, включая аварийные радиобуи;эффект переохлаждения и средства его предупреждения, использование защитных одеял и одежды;использование аварийных шлюпок и моторных спасательных шлюпок для сбора спасательных плотов и спасания людей, оставшихся в живых или оказавшихся за бортом;приемы выбрасывания спасательных шлюпок и плотов на берег;основные положения по охране человеческой жизни, безопасности судна, груза и порта, а также защите водной среды | МДК.02.01.Безопасность жизнедеятельности на судне и других плавсредствах | ОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.5 | ||
ФК.00 | Физическая культураВ результате освоения раздела обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни | 80 | 40 | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7 | |
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией) | 216 | 144 | |||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 1080 | 720 | |||
УП.00 | Учебная практика | 19 нед. | 684 | ОК 1 - 7ПК 1.2 - 1.3ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.5 | |
ПП.00 | Производственная практика | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 20 нед. |
Учебная практика | 19 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация | 1 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Каникулы | 2 нед. |
Итого | 43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;