4.3.2. Техническое обслуживание и ремонт котельной установки и обслуживающих ее технических средств.
4.3.3. Обеспечение безопасности плавания.
V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Эксплуатация котельной установки и обслуживающих ее технических средств.
ПК 1.1. Управлять котельной установкой и обслуживающими ее техническими средствами.
ПК 1.2. Выполнять подачу твердого топлива в топку печи, котла или другого теплового аппарата.
ПК 1.3. Пользоваться средствами связи машинного отделения с ходовым мостиком.
5.2.2. Техническое обслуживание и ремонт котельной установки и обслуживающих ее технических средств.
ПК 2.1. Обеспечивать обслуживание судовых паровых котлов.
ПК 2.2. Ремонтировать и устранять неполадки в работе котельной установки и обслуживающих ее технических средствах.
ПК 2.3. Выполнять наблюдения по контрольно-измерительным приборам.
5.2.3. Обеспечение безопасности плавания.
ПК 3.1. Выполнять правила внутреннего распорядка на судне, безопасности труда и электробезопасности, судовой санитарии, пожарной безопасности, гигиены труда и охраны окружающей среды и требовать их выполнения от подчиненных ему членов экипажа.
ПК 3.2. Пользоваться противопожарными и спасательными средствами.
ПК 3.3. Выполнять работы по предотвращению и ликвидации аварий, пожара, откачке поступающей в машинное отделение забортной воды.
ПК 3.4. Руководить спуском и подъемом шлюпок, ходить на них под веслами и с двигателем, руководить эксплуатацией шлюпок и катеров.
ПК 3.5. Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
ПК 3.6. Обеспечивать выживание в море в случае оставления судна.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
профессионального
общепрофессионального;
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 884 | 576 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 288 | 192 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;знать:виды нормативно-технической и производственной документации;правила чтения технической документации;способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации;правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов | ОП.01. Основы инженерной графики | OK 1 - 7ПК 1.1ПК 2.2ПК 2.3ПК 3.3 | |||
уметь:анализировать условия работы деталей машин и механизмов; оценивать их работоспособность;соединять разъемные соединения;читать кинематические схемы;знать:классификацию механизмов и машин;звенья механизмов;кинематику механизмов (механизм и машина, кинематические пары и цепи, типы кинематических пар);классификацию, назначение деталей и сборочных единиц и требования к ним;виды соединения деталей (разъемные и неразъемные соединения);назначение, характеристики механизмов и устройств передач вращательного движения;виды передач вращательного движения (механические, ременные, фрикционные, зубчатые, цепочные, червячные) и их обозначение, кинематические схемы, определение передаточного числа;основные сведения по сопротивлению материалов;основные виды деформации и распределение напряжения при них;внешние силы и их виды, внутренние силы упругости и напряжения, действительные, предельно опасные и предельно допустимые напряжения;основные понятия гидростатики и гидродинамики | ОП.02. Основы механики | OK 1 - 7ПК 1.1 - 1.3 | |||
уметь:читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;рассчитывать параметры электрических схем;собирать электрические схемы;пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;знать:электротехническую терминологию;основные законы электротехники;типы электрических схем;правила выполнения электрических схем;методы расчета электрических цепей;основные элементы электрических сетей;принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;схемы электроснабжения;основные правила эксплуатации электрооборудования;способы экономии электроэнергии;основные электротехнические материалы;правила сращивания, спайки и изоляции проводов;принципы работы типовых электронных устройств | ОП.03. Основы электротехники и электроники | ОК 1 - 7ПК 1.1ПК 1.3ПК 2.3ПК 3.2ПК 3.4 | |||
уметь:выбирать основные конструкционные и эксплуатационные материалы;проводить первичную обработку материалов с разными свойствами;пользоваться стандартами и другой нормативной документацией;определять правильность работы контрольно-измерительных приборов, пользоваться ими;анализировать условия работы, оценивать работоспособность деталей машин и механизмов; использовать механическое оборудование судовой мастерской, ручные инструменты, измерительное и испытательное оборудование при эксплуатации и ремонте судовых технических средств;обеспечивать качество слесарных работ при обслуживании и ремонте судовых механизмов и устройств;знать:основные свойства конструкционных и эксплуатационных материалов, применяемых при ремонте, эксплуатации и техническом обслуживании;основные технологические процессы обработки материалов с разными свойствами;основы стандартизации, погрешности при изготовлении деталей и сборке машин, номинальный и предельные размеры, действительный размер, допуск размера, поле допуска, посадки, их виды и назначение, точность обработки, системы допусков и посадок;основы метрологии: понятие, термины, показатели измерительных приборов;назначение, характеристики, устройство и порядок использования универсальных средств измерения;виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте судовых механизмов и устройств;оборудование, инструменты и контрольно-измерительные приборы, применяемые при выполнении слесарных работ | ОП.04. Основы материаловедения и технология общеслесарных работ | OK 1 - 7ПК 1.1ПК 2.1ПК 2.2ПК 3.2 | |||
уметь:определять типы судов;ориентироваться в расположении судовых помещений;знать:классификацию судов по правилам Регистра, обозначения на судах;мореходные качества судна (плавучесть, остойчивость, поворотливость, ходкость), технико-эксплуатационные характеристики судна, главные размерения и коэффициенты, водоизмещение, грузоподъемность, непотопляемость;архитектурный тип судна, конструкцию корпуса, судостроительные материалы;конструкцию надстроек и оборудование судовых помещений;конструкцию грузовых люков;конструкции отдельных узлов судна;оборудование и снабжение судна;спасательные средства;конструктивную противопожарную защиту;судовые устройства;назначение и классификацию судовых систем;назначение, состав, функционирование системы предупреждения загрязнения воды | ОП.05. Теория и устройство судна | OK 1 - 7ПК 3.1 - 3.5 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 32 | ОП.06. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.6 | ||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 516 | 344 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 516 | 344 | ||
ПМ.01 | Эксплуатация котельной установки и обслуживающих ее технических средствВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:эксплуатации печей, котлов и другого теплового оборудования;профилактического осмотра котлов, их вспомогательных механизмов, контрольно-измерительных приборов и участие в планово-предупредительном ремонте котлоагрегатов;уметь:осуществлять подачу твердого топлива в топку печи, котла или другого теплового аппарата;содержать в исправном состоянии топки, котла, арматуру, водопитательные и контрольно-измерительные приборы, поддерживать требуемое давление пара и нормальный уровень воды в котлах;производить чистку топки и поддувала;управлять режимами работы теплового аппарата;переключать питательные линии;заполнять и опорожнять паропроводов;включать и выключать автоматическую аппаратуру питания котлов;осуществлять профилактический осмотр котлов, их вспомогательных механизмов, контрольно-измерительных приборов и участвовать в планово-предупредительном ремонте котлоагрегатов;производить приемку котлов и их вспомогательных механизмов из ремонта и подготовку их к работе;знать:устройство и правила эксплуатации котлов;режимы рационального использования твердого и жидкого топлива;устройство, принцип работы водопитательных и контрольно-измерительных приборов;способы предупреждения и устранения неисправностей котлов;простые приемы слесарных работ;устройство и принцип работы водогрейных и паровых котлов различных систем;эксплуатационные данные котельного оборудования и механизмов;устройство аппаратов автоматического регулирования;правила ведения режима работы котельной в зависимости от показаний приборов;схемы трубопроводных сетей и сигнализации в котельной;правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты | МДК.01.01. Технологический процесс эксплуатации печи, котла или другого теплового аппарата | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3 | ||
ПМ.02 | Техническое обслуживание и ремонт котельной установки и обслуживающих ее технических средствВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт;обслуживания водогрейных и паровых котлов;наблюдения по контрольно-измерительным приборам;предупреждения и устранения неисправностей в работе оборудования;уметь:обслуживать водогрейные и паровые котлы с суммарной теплопроизводительностью от 42 до 84 ГДж/ч;обслуживать в котельной отдельные водогрейные и паровые котлы с теплопроизводительностью от 84 до 273 ГДж/ч, работающие на твердом топливе;наблюдать по контрольно-измерительным приборам за уровнем воды в котлах, давлением и температурой пара, воды и отходящих газов;регулировать работы (нагрузки) котлов в соответствии с графиком потребления пара;наблюдать за подачей топлива;обслуживать теплосетевые бойлерные установки или станции мятого пара, расположенные в зоне обслуживания основных агрегатов с суммарной тепловой нагрузкой свыше 84 ГДж/ч (свыше 20 Гкал/ч);предупреждать и устранять неисправности в работе оборудования;знать:устройство и правила обслуживания котлов, а также различных вспомогательных механизмов и арматуры котлов;основные сведения по теплотехнике, различные смеси топлива и влияние качества топлива на процесс горения и теплопроизводительность котлоагрегатов;процесс приготовления топлива; технические условия на качество воды и способы ее очистки;причины возникновения неисправностей в работе котельной установки и меры их предупреждения и устранения;устройство, назначение и условия применения сложных контрольно-измерительных приборов | МДК.02.01. Технологический процесс обслуживания водогрейных и паровых котлов | OK 1 - 7ПК 2.1 - 2.3 | ||
ПМ.03 | Обеспечение безопасности плаванияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения технической эксплуатации, техники безопасности и противопожарных мероприятий;организации учений по борьбе с пожаром;выживания на воде в случае оставления судна;организации борьбы за живучесть судна, особенностей борьбы за живучесть на специализированных судах;восстановления остойчивости аварийного судна, действия при посадке на мель и столкновении судов;снятия людей с гибнущего судна, приведения в действие надувных спасательных плотов (ПСН) и спасательных шлюпок;применения индивидуальных спасательных средств;подготовки и спуска судовых спасательных средств;уметь:действовать в нештатных ситуациях: борьбы экипажа за живучесть судна, борьбы с водой и паром, с пожаром и дымом, с разливами нефти и нефтепродуктов;использовать спасательные средства и устройства;обращаться со спасательными шлюпками, плотами, дежурными шлюпками, их спусковыми устройствами и оборудованием, аварийным радиобуем (АРБ), транспондерами, гидрокостюмами и теплозащитными средствами;применять средства первой медицинской помощи, обеспечивать уход за больным, получившим травмы;предотвращать неразрешенный доступ на судно; предотвращать доставку на судно неразрешенных предметов (оружия, зажигательных устройств) или взрывчатых веществ;пользоваться средствами подачи сигналов аварийно-предупредительной сигнализации в случае происшествия или угрозы происшествия;знать:принципы организации борьбы за живучесть судна, снятие людей с гибнущего судна, приведение в действие ПСН и спасательных шлюпок, применение индивидуальных спасательных средств;процедуры подготовки и спуска судовых спасательных средств;действия при получении сигнала бедствия в случае пожара, противопожарную защиту судовых помещений;оказание первой медицинской помощи пострадавшему от несчастного случая; связь с берегом по вопросам медицинской помощи пострадавшему;основы правового регулирования в области обеспечения транспортной безопасности;информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности | МДК.03.01. Безопасность жизнедеятельности на судне | ОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.6 | ||
ФК.00 | Физическая культураВ результате освоения раздела обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 80 | 40 | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7 | |
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией) | 216 | 144 | |||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 1080 | 720 | |||
УП.00 | Учебная практика | 19 нед. | 684 | OK 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.6 | |
ПП.00 | Производственная практика | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 20 нед. |
Учебная практика | 19 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация | 1 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Каникулы | 2 нед. |
Итого | 43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.